В этой статье мне хочется затронуть уже не раз возникавшую в вопросах к статьям тему, что, мол, практика практикой, вера верой, но вот есть такое замечательное учение, как "Бардо Тодол" (тибетская "Книга мёртвых"). В нём говорится, что человек, правильно настроив свой ум, может после смерти сознательно выбрать тело для нового рождения, и даже более того, обрести Просветление. Обычно это учение вызывает восторг у тех, кто, услышав о нём краем уха, считает это достаточным и особо не углубляется в тонкости буддийского учения, а часто даже не считает это нужным. Мне хочется вкратце рассмотреть некоторые аспекты учения о Бардо, которые вполне могут поумерить пыл таких его "поверхностных" почитателей.
Давайте попробуем разобрать его в контексте классических Четырёх Мыслей, направляющих разум к буддизму. Для них я буду использовать формулировки, усвоенные мной много лет назад из текстов школы Карма-кагью. Итак:
1. "Во-первых, медитирую о драгоценном человеческом теле, которое так трудно приобрести и так легко потерять. Поэтому тело в этой жизни должно использоваться с большим смыслом".
Здесь мы видим утверждение о том, что любая человеческая жизнь бесценна. Почему? Потому что именно люди находятся в наиболее выгодном положении для того, чтобы понять всю тщету Сансары и зародить в себе желание вырваться из неё, т. е. достичь Нирваны. Не боги, не животные, не кто-то еще, а именно люди.
Видим ли мы, чтобы здесь говорилось о том, что в принципе, неважно как вы живёте, практикуете ли вы или нет, главное - это после смерти "вспомнить" то, о чем вы читали в "Книге мёртвых" и сделать всё по инструкции? Нет, ничего такого нет. Поэтому те, кто уповает только на свои предсмертные мысли и "посмертные инструкции" "Книги мёртвых" противоречат постулату о драгоценности человеческой жизни, ложно понимают учение Будды Шакьямуни и искажают его.
В одной из буддийских притч говорится, что шанс обрести человеческое рождение чрезвычайно мал.
Представьте себе черепаху, живущую в безбрежном океане и всплывающую на поверхность раз в 100 лет. В этом океане плавает бревно, посреди которого проделано отверстие. Каковы шансы черепахи, что при очередном всплытии она попадёт головой в это отверстие? Сколько лет ей понадобится на это? Таковы и наши шансы в очередном перерождении обрести человеческое тело.
А вот в бардо мы оказываемся регулярно. Я думаю, стоит об этом задуматься.
2. "Во-вторых, вместилище (мир) и все его существа непостоянны. Особенно непостоянно моё существование, которое подобно пузырю воздуха на воде. Неизвестен час смерти, а когда я умру тело станет всего лишь трупом. Поэтому практикую усердно, понимая, что в момент смерти может помочь только Дхарма".
Сансара непостоянна. Никто из нас не может быть уверен, что, выйдя завтра утром на работу его не собьёт машина. Есть множество печальных и нелепых историй о непредвиденных смертях. Будете ли вы готовы в этот миг вспомнить всё, о чем написано в "Книге мертвых", чтобы чётко следовать написанным там инструкциям? Я сильно сомневаюсь в этом. А если смерть настигнет вас во сне?..
Поэтому здесь говорится о постоянной практике. В идеале она не должна прекращаться ни на минуту. Таким образом, можно сделать вывод, что Путь "Бардо Тодол" - это путь Своей Силы, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
3. "Даже в момент смерти я не стану свободным. Собственная карма будет вести меня. Поэтому хочу сейчас же перестать причинять зло, а всё своё время заполнить добрыми деяниями. С этой мыслью буду проверять себя каждый миг".
В бардо на нас оказывает влияние не только та карма, которую мы накопили за только что окончившуюся жизнь, но вся, которую мы накопили за все предыдущие жизни. Все семена кармы, которые не смогли прорасти в нашей жизни из-за того, что не сложилось благоприятных для условий (см. статью Учение Синрана и закон причины и следствия), воздействуют на нас. Вы думаете, что сможете всё это преодолеть? Сможете сохранить "настрой своего ума"? Все добрые дела, что мы можем совершить в своей жизни, могут вмиг обратиться в ничто злыми поступками, совершенными нами в предыдущих жизнях, о которых мы можем ничего не знать. Поэтому (правильнее, кончено, сказать "ещё и поэтому") накапливание заслуг и добродетелей - очень шаткий путь, не гарантирующий абсолютно ничего. Отказ от причинения зла и совершение добрых дел - путь Своей Силы, ведущий лишь к временным результатам. Когда влияние добрых дел на нашу карму подойдет к концу, как подходит к концу всё в жизни, мы окажемся у разбитого корыта.
4. "В-четвертых, всё, что я имею в Сансаре - все места, друзья, удовольствия - причиняют три рода страданий. Это подобно тому, как устраивают пир осуждённому на смерть. Поэтому хочу сейчас же отсечь все привязанности и идти к Просветлению".
Итоговый пункт, объединяющий все предыдущие. Но он направляет нас, опять же, на путь Своей Силы.
Хочется закончить такое краткое рассмотрение словами ламы Чубака Гаца Нубра, (приведённые, насколько я понимаю, в предисловии к одному из изданий "Бардо Тодол"):
Это своего рода карта, путеводитель, справочник, важнейший источник для каждого кто хочет постичь истинный смысл бытия. Изучать этот текст — это удел избранных.
"Удел избранных"! Изначальный Обет Амиды был дан для спасения всех живых существ. Им могут воспользоваться все: старые и молодые, богатые и бедные, мужчины и женщины, люди высоких умственных способностей и глупые, добродетельные и преступники. Он универсален и не делает никаких различий. Но, вы считаете себя "избранными" и уверены, что сможете преодолеть все препятствия на пути "Бардо Тодол"? Что ж...
В "Таннисё" сказано:
...Вверите ли вы себя Нэмбуцу, или откажетесь от него – зависит от вашего собственного решения