Интонационные упражнения - это такие пограничные упражнения между словом и не словом. В зависимости от того, как я буду произносить то или иное высказывание, то так оно и будет восприниматься.
Ортологические упражнения.
Мы обращаем внимание на те слова, выражения, формы, которые используются часто детьми. На любом занятии надо работать с нормами языка.
Например, мы отправляемся в магазин, где продаются какие - то вещи, перед тем как попасть на причал и поплыть на корабле.
кОмпас
щавЕль
тОрты вкусные
с[вО]кла
т[Э]рмос
було[чн]ая
кроссовки (ед.ч - кроссовка)
тапки (ед.ч - тапка)
кофе черный
тюль цветной
мозоль водяная
2 килограмма яблок
2 килограмма апельсинов
пара сапог
пара носков
пара чулок
поезжай/поезжайте
Невербальные упражнения.
Можно ли общаться без слов?
Мы попадаем в страну Молчунов, где никто не умеет разговаривать. Чтобы помочь жителям нужно научиться объяснять что - то без слов, а с помощью мимики и жестов.
Импровизационные упражнения.
Это уже наиболее высокий уровень умения общаться. И это наиболее удачный этап, когда ребенок может продемонстрировать все свои умения, связанные с речевыми разминками.
Помните сказку П.Ершова "Конек - Горбунок"? Рассмотрите рисунки.
Как говорят герои, с каким чувством? Пусть ребенок озвучит рисунок.
Пример занятия "Тихо или громко?"
1. Дидактическая игра (речевая разминка), создающая мотивацию к занятию, Речевые разминки - дыхательная и дикционная.
2. Затруднения в ситуации общения (игра, работа по тетради).
Посмотри на героев рисунка. Соответствует ли громкость их речи ситуации общения?
3. "Открытие" нового знания или умения.
Что ты им посоветуешь? Обратись к герою, используя нужный уровень громкости.
4. Воспроизведение нового в типовой ситуации.
Расскажите случаи из вашей жизни, когда вам удавалось или, наоборот, не удавалось выбрать оптимальный, правильный уровень громкости, который соответствовал бы ситуации общения.
5. Повторение и развивающие занятия.
Соотнесите чистоговорку"Чи-чи-чи"...не кричи".
6. Итог занятия.
Рекомендации к проведению речевых разминок.
1. Речевые разминки проводятся регулярно. Дыхательные - в начале занятия.
2. Время проведения разминок - не более 5 минут.
3. Речевые разминки желательно проводить в игровой форме.
4. При необходимости можно использовать музыкальное сопровождение.
5. Воспитатель сначала показывает, как выполняется то или иное упражнение. Затем в зависимости от задач упражнение выполняется всеми детьми или парами.
6. Во время речевой разминки взрослый следит за правильностью выполнения упражнения детьми.
7. После упражнения анализируется выполнение речевой разминки, даются советы. В случае необходимости следует повторить фрагменты того или иного упражнения.
З.И.Курцева доктор педагогических наук, автор учебных пособий для дошкольников.