С началом войны работники авиационной промышленности получили приказ перестроить работу заводов на военные рельсы и нарастить выпуск боевых самолетов. Сворачивались многие перспективные опытно-конструкторские работы.
Заводы переводились на выпуск агрегатов, комплектующих, авиационного оборудования и вооружения.
Отложили и создание артиллерийско-бомбардировочной батареи с подвижными пушками конструкторского бюро Можаровского и Веневидова.
К началу войны батарея прошла испытания на самолете Як-2. По задумке конструкторов-оружейников Можаровского и Веневидова стволы оружия должны были сопровождать цель с некоторой угловой скоростью вслед за смещающимся объектом атаки.
Можаровский и Веневидов имели большой опыт работы в области авиационного вооружения, хорошо знали его достоинства и недостатки. Веневидов начал работать по этой теме еще до революции, Можаровский изобрел перископический прицел для пулемета в 1925 г. Вместе они начали работать в конструкторском отделе сектора опытного самолетостроения ЦАГИ, Можаровский руководил лабораторией, разрабатывающей стрелковые установки, Веневидов занимался бомбовым вооружением. Конструкторы быстро сработались, подобрали коллектив опытных работников. В одном случае выявленные госкомиссией недостатки турели МВ-5 для Су-2 бригада устранила за ночь. В итоге турель приняли.
В январе 1939 г. конструкторская бригада была переведена на завод авиавооружения № 32 НКАП и преобразовано в ОКБ.
Именно в ОКБ завода № 32 в конце 1940 г. возникла идея стрелковой установки со следящей системой, компенсирующей изменение угла визирования. Обстрел должен был вестись с горизонтального полета, а пилот должен был прицелиться один раз и открыть огонь. Скорость движения стволов планировали выбрать чуть больше расчетной. Первые снаряды должны были падать с небольшим перелетом, а последние - с недолетом.
Сама идея была революционной, нужно было решить проблемы прицеливания, наведения и автосопровождения цели, разработать приводы поворота пушек. Выручало то, что авторы создали несколько систем дистанционной наводки вооружения с электрическим и механическим управлением.
Можаровский и Веневидов остановились на электроприводе. Проблемой стали большие габариты установки, она с трудом влезала в конструкции самолетов и не вызвала заинтересованности их создателей.
Можаровский и Веневидов параллельно с доводкой бомбардировочных турелей МВ-2 и МВ-3 и разработкой установок под 12,7-мм пулеметы УБТ и пушки ШВАК стали разрабатывать "свой" самолет-носитель для своей установки.
Макет установки построили в декабре 1940 г. и его показали наркому авиапрома Шахурину, который доложил о ней в правительство. Поддержал проект и Яковлев, тогда замнаркома по опытному самолетостроению и научным разработкам.
17 марта 1941 г. Можаровского и Веневидова ночью вызвали в Кремль, они там представили свой эскизный проект бронированного штурмовика БШ-МВ. Его носовая часть была была свободной для размещения подвижной установки. Их проект утвердили, выделили средства и помещение для постройки самолета.
Главной "изюминкой" проекта была установка КАББ-МВ комбинированная артиллерийско-бомбардировочная батарея Можаровского и Веневидова. Она имела две пушки ШВАК и 2-4 пулеметами ШКАС, они были смонтированы на общей вращающейся в вертикальной плоскости раме. Боезапас размещался между кабиной пилота и мотором. Привод рамы состоял из электромотора мощностью 350 Вт, двух червячных редукторов и системы тяг.
Подвижная рама несла на себе дугу с прицелом К-8Т. Летчик при стрельбе мог корректировать огонь. Угловая скорость вращения оружия была переменной в зависимости от высоты и скорости полета, которая задавалась пилотом, который настраивал ее на пульте управления установкой.
Для того чтобы накрывать протяжные и площадные цели оружие фиксировалось в любом промежуточном положении и огонь велся методом "полива".
В одном заходе на цель ее сопротивление должно было поражаться артогнем и наноситься бомбовый удар.
В основании хвостовых балок могли поставить две неподвижные пушки ШВАК стреляющие вперед.
Поскольку ряд вопросов не был проработан конструкторский коллектив усилили специалистами по самолетостроению. Общее руководство стал осуществлять авиаконструктор Архангельский. Он в то время дорабатывал СБ и разрабатывал его пикирующий вариант. Но Рычагов и Смушкевич весной 1941 г. снимают с серийного производства СБ и начинают выпуск Пе-2. Шахурин решил пристроить бесхозного конструктора.
До окончательного решения по проекту БШ-МВ решили отработать установку КАББ на существующем самолете. С Ильюшиным договориться не удалось. А Яковлев разрешил установить КАББ-МВ на свой ближний бомбардировщик Як-2. Поскольку обшивка и набор передней части фюзеляжа не были несущими конфигурация носа была изменена. Носовую часть дюралевого кока застеклили с целью улучшения обзора вперед-вниз. Самолет стал одноместным, кабина штурмана была занята патронными ящиками. Подвижную раму с оружием расположили в выступе обтекателя, конструкторы оценили потерю максимальной скорости полета в 5 - 7 км/ч.
Установка имела по 150 снарядов на каждую из двух пушек ШВАК и по 500 патронов для ШКАСов. Патронные ящики ШВАКов поставили прямо на раме и они двигались вместе с пушками, поскольку пушки были капризными и склонными к заеданиям. Управление огнем - пневматическое с механическим дублированием. Перезаряжалось оружие с помощью пневматики, каждый ствол отдельно. Специально для этих целей ввели в состав установки 4-литровый баллон со сжатым воздухом.
На рукоятке управления самолетом были две гашетки - по одной для пушек и пулеметов, а также кнопка включения электромотора. Самолет мог взять 400 кг бомб (четыре стокилограммовые). Сбрасывались бомбы от кнопки на ручке управления.
На испытаниях выяснилось, что установка КАББ-МВ повышала плотность поражения в районе цели в 2 - 3 раза. Установка позволяла вести эффективную сопроводительную стрельбу от бреющего полета до высоты 600 м и одновременно прицельное бомбометание.
Если установить оружие под углом 0 градусов, то возможно было поражать цели с пикирования и атаковать самолеты противника в воздухе.
Недостатком КАББ-МВ было, то что подвижная рама не имела переменную скорость движения, что требовалось при сокращении дистанции до цели. Порекомендовали автоматизировать сброс бомб. Говорили о необходимости стабилизации оружия в пространстве, чтобы компенсировать колебания самолета в ходе атаки. Высказывалось предложение увеличить калибр пушек до 23 - 37 мм, чтобы подавлять мелкокалиберную зенитную артиллерию на дальностях больше 1 000 м перед бомбовым ударом.
В целом отзыв НИИ ВВС о новой установке был положительным. Но тут снимают с производства Як-2/4. Потом снимают с производства СБ, на которую тоже хотели поставить батарею. Проект БШ-МВ столкнулся со значительными трудностями, проект требовал длительной доводки. С началом войны он был закрыт.
Можаровский и Веневидов работали над срочными военными заказами и доработками вооружения. Конструкторы усиливали защиту пикировщика Пе-2, перевооружали крупнокалиберными пулеметами тяжелые бомбардировщики ТБ-7, работали и над другими самолетами.
Для системы ПВО Москвы они разработали и запустили в производство пулеметные зенитные установки.
В октябре 1941 г. КБ эвакуировали в Казань, конструкторам пришлось на новом месте налаживать выпуск оружия.
Вернуться к своей батареи они смогли во второй половине 1942 г., в качестве носителя избрали бомбардировщик Пе-2. К Можаровскому и Веневидову прибавился еще один человек - главный конструктор завода № 266 Енгибарян, он был профессионалом по части авиаоборудования, силовых приводов и электроагрегатов. Занимался он электромеханизмами Пе-2, системами дистанционного управления и т. п.
Установка была доработана с учетом предложений Енгибаряна и получила новое наименование АКАБ - автоматическая комбинированная артбатарея. Она уже монтировалась на двух рамах, которые устанавливались одна за другой, каждая из них несла спаренную 20-мм пушку ШВАК с 12,7-мм пулемет УБК, приводилась в движение рама собственным электромотором с помощью ходового винта.
АКАБ разместили в подфюзеляжном обтекателе, рабочее место стрелка-радиста убрали, в его кабине разместили патронные ящики задней установки, а боезапас передней поставили в фюзеляжном бомбоотсеке.
Задняя установка была смонтирована ниже передней, чтобы при нулевом угле стволы АКАБ могли стрелять вперед при пикировании и при ведении воздушного боя.
АКАБ установленная с постоянным углом наклона могла поражать протяженные и площадные цели "методом полива".
Весила установка 434 кг, из которых 150 кг весила конструкция и приводы, 122 кг весило оружие и 162 кг боекомплект (440 пулеметных патронов и 340 пушечных снарядов).
Управление АКАБ было сосредоточено в кабине пилота. В зависимости от скорости высоты полета он задавал угловую скорость поворота батареи, устанавливал вид огня ("полив", "сосредоточенный" или "с бомбометанием"), выставлял коллиматорный прицел на угол 9 градусов, который соответствовал начальному направлению стволов, ловил цель в перекрестье и нажимал боевую кнопку. После "разового" прицеливания пилот должен был лишь удерживать самолет на боевом курсе. Стволы оружия автоматически следовали за целью, в соответствующий момент временное реле замыкало цепь сброса бомб. Огонь велся до отклонения на предельный угол 40 градусов, затем стволы возвращались в первоначальное положение, подготавливались к повторному заходу.
Пе-2 с АКАБ сравнивался с Ил-2 и И-16П (2 ШВАКа и 2 ШКАСа). Количество попаданий подвижной установки было выше в 1,5 - 2 раза, плотность огня достигала 0,81 против 0,24 - 0,56 снаряда/мг для неподвижных пушек. За секунду батарея делала 58 выстрелов, масса залпа составляла 4,18 кг/с, у Ил-2 - 3,14 кг/с.
АКАБ оказалась надежной и простой в эксплуатации, недостатком было то, чо гильзы били по обшивке, что приводило к вмятинам и пробоинам.
В отчете об испытаниях отмечалось, что сократилось время нахождения самолета над целью, упростилась техника пилотирования и облегчилась работа экипажа.
Пилоты поначалу по привычке удерживали цель в перекрестье прицела, загоняя самолет в пикирование. Еще не привыкли к автосопровождению.
Хотя полигонные испытания АКАБ выдержала, ее боевое применение военные посчитали нецелесообразным. Потому что Пе-2 был менее защищен, чем тот же бронированный Ил-2. Сложной была и подготовка к ведению огня, должны были учитываться поправки и вводиться данные для стрельбы.
Посчитали слабыми для борьбы с танками и бронемашинами 12,7-мм пулеметы и 20-мм пушки. А для пехоты они были избыточно мощными.
Если бы ставили 37-мм пушки, то это привело бы к усилению конструкцию и росту веса АКАБ.
Для борьбы с пехотой рассматривался вариант АКАБ с четырьмя ШКАСами, которые давали 120 выстрелов в секунду. С этой же целью на Ту-2 испытывалась установка 88 ППШ.
Весной 1944 г. новым оружием заинтересовались в авиации дальнего действия. Поскольку перед нанесением удара бомбардировщиков проводилась расчистка воздуха и поражение зениток врага специальными самолетами-блокировщиками. В этой роли использовались Б-25 "Митчелл" и А-20G "Бостон" (советские пилоты еще называли его "Таран"). Именно на "двадцатку" решили ставить АКАБ, самолет был достаточно хорошо вооружен (4 пушки "Испано" М-1 и два пулемета "Браунинг") и бронирован (вес брони 183 кг). Имел большой бомбоотсек, где могли поставить подвижную батарею и надежную систему электропитания.
Батарея имела две спарки пушек ШВАК и пулемета БК. Ее решили полностью разместить в бомбоотсеке и вести стрельбу только в наклонном положении. Это уменьшало аэродинамическое сопротивление, но при этом использовалась лишь часть бортовых стволов. Кроме того самолет теперь должен был потреблять четыре типа боеприпасов. Боекомплект АКАБ увеличили до 600 патронов к пулеметам и до 500 пушечных снарядов. Общий вес установки составил 500 кг.
В кабину штурмана перенесли часть органов управления, он помогал пилоту, задавал режим работы установки по скорости и высоте, выставлял начальный угол наклона стволов и сообщал пилоту данные для открытия огня.
Летчик ловил цель в перекрестье, ловил момент прихода стрелки указателя на указанный угол и нажимал кнопку стрельбы. Штурман перезаряжал оружие. Чтобы АКАБ не изрешетила носовую стойку шасси, если она была выпущена батарея отключалась.
После первых пробных обстрелах створки ниши носовой стойки шасси потребовали усиления, их срывало рядом проносившейся очередью.
Войсковые испытания А-20G-1 с АКАБ передали в 27-й гвардейский авиаполк ночных охотников-блокировщиков авиации дальнего действия гвардии подполковника Дедова-Дзядушинского. Разнесенное управление доставляло недовольство пилотам, масса пуль и снарядов ложилась в стороне от цели.
Испытатели отмечали, что для стрельбы из АКАБ требует большого внимания, систематических тренировок и образцового вождения самолета по приборам.
"Ночники" были достаточно подготовлены и после отработки четкого взаимодействия в экипаже они накрывали цель во всех контрольных полетах.
Выяснили, что наилучшей для ведения огня скоростью были 270 миль в час и высота 500 - 1 500 футов или 435 км/ч и 150 - 450 м.
Самолет с АКАБ опробовали во время налета на крупнейшую авиабазу в Белоруссии в Барановичах. На аэродроме с бетонной ВВП базировались больше 100 истребителей и бомбардировщиков 6-го воздушного флота.
Была сильной и система ПВО - помимо штатного авиаполевого батальона мелкокалиберной зенитной артиллерии с 37-мм автоматами и четырехствольными 20-мм "Флак" Барановичи прикрывали и 88-мм зенитки. Все вместе они могли выпустить в секунду до 250 снарядов. Советские пилоты говорили: "На Барановичи не летал - ты зениток не видал".
Советская дальняя авиация уделяла пристальное внимание Барановичам из 1 472 вылетов, которые сделали 8 авиакорпусов АДД в ночь на 13, 14, 15 и 18 июня 1944 г. на авиабазу немцев пришлось 458.
Один А-20G-1 с АКАБ в ночь 28 июня 1944 г. получил задачу блокировать дежурное звено истребителей на земле и не дать им взлететь.
Гвардии капитан Крапива потом вспоминал, что он начал заходить на стоянку самолетов на высоте 1 000 футов и со скоростью 270 миль в час с углом прицеливания 18 градусов и открыл поливной огонь. На земле загорелись два самолета и что-то взорвалось.
Капитан сделал разворот на 180 градусов и пошел на вторую атаку, но был подбит мелкокалиберной зенитной артиллерией. Причем немцы целенаправленно сосредоточили огонь на А-20G-1, не обращая внимание на другие советские самолеты.
По мнению командира эскадрильи гвардии майора Макарочкина А-20G когда шел в атаку был освещен вспышками пламени из стволов батареи и это вероятно привлекло внимание зенитчиков. Хотя "родное" американское оружие имело пламегасители.
Самолет Крапивы получил повреждение хвостовой части и оперения, досталось и батарее, снаряды разбили электромотор и привод ходовой части. Перебили и гидросистему. Самолет дотянул до аэродрома и сел, шасси выпустили вручную.
Сам Крапива считал, что ему следовало сделать внезапную атаку и уйти от зениток, а затем повторить атаку.
Главком АДД маршал авиации Голованов разрешил ставить АКАБ на А-20G. Впоследствии шесть уставок получили "Бостоны".
Машины с АКАБ должны были использовать для блокировки аэродромов, для охоты за железнодорожными эшелонами, для атак на переправы и колонны транспорта.
Идеи Можаровского и Веневидова использовались и после войны. Поворотными делали не только пушки, но и блоки реактивных снарядов. На вооружение советских ВВС даже приняли две подвесные пушечные установки с поворотным вооружением СППУ-22 и СППУ-6.
Спасибо за прочтение.
Источники: Уголок неба (ЯК-2 КААБ), А.Медведь, В.Марковский Подвижные пушки Можаровского и Веневидова в Великой Отечественной войне.