Найти тему
Исследование Писания

1, 2 ПЕТРА; ИУДЫ (ч.1): ВСТУПЛЕНИЕ В 1 ПЕТРА

Оглавление

(1 Пет. 1:1, 2)

В 1 ПЕТРА прослеживаются две основные темы. Иногда они ненадолго исчезают из увещеваний и наставлений апостола, но вскоре вновь выходят на передний план и звучат припевом в одном большом музыкальном произведении. Первая тема - это воодушевление христиан, которым приходилось расплачиваться за свою веру страданиями. Этот припев никогда не уходит далеко от переднего плана, но особенно отчетливо его можно услышать в 1:6-9, 3:13-17, 4:12-19 и 5:9, 10. Вторую тему ни с чем не перепутаешь: “Впрочем близок всему конец. Итак будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах” (4:7). В 1:7 обе темы сливаются в словах Петра: "Дабы испытанная вера ваша оказалась... к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа". Петр учит христиан, как бороться с трудностями и неудачами, неустанно напоминая им, что Господь вернется, и Его народ восторжествует.

Мы знаем Петра по четырем Евангелиям и книге Деяний. Нет необходимости повторяться, рассказывая о его призыве или первых, не всегда удачных шагах в ученичестве (см. Мф. 4:18-22; 14:22-33; 16:13-23; 17:1-8; 26:31-46, 69-75). В день Пятидесятницы, от которого берет начало церковь, и после способности Петра как лидера становятся очевидными. Когда учеников охватила растерянность, когда сложные вопросы угрожали их единству, когда христиан преследовали и убивали, Петр был столпом, оплотом силы (см. Деян. 1:15, 16; 2:14-39; 3:1-26; 4:1-22; 9:32-43; 10:1-48). Учитывая лидирующую роль Петра среди апостолов, мы могли бы ожидать от него большего участия в написании Нового Завета, чем это есть в действительности. Объем трудов Петра не сравним с письменным наследием Павла или Иоанна, однако в его двух коротких письмах мы находим такое проникновение в суть отношений между Христом и Его народом, какого нигде больше не встречаем.

Что заставило Петра взяться за перо? Кто были те христиане, к которым он обращался, где они жили, и как Петр узнал об их испытаниях? Где был он сам, когда писал им свое первое письмо, и в каких условиях он находился? Послание раскроет нам свое содержание, и мы прочувствуем заложенное в нем мужество, надежду и радость, когда прикоснемся к миру Петра и тех христиан, к которым он обращался.

ПОВОД ДЛЯ НАПИСАНИЯ

Мало что известно о проповеднической и созидательной деятельности Петра после того, как о нем рассказывают первые главы Деяний. Мы встречаем только случайные ссылки на него. В Гал. 2:11 Павел упоминает о пребывании Петра в Антиохии, а из 1 Кор. 1:12 мы узнаем о том, что он был в Коринфе. Нам почти не дается прямой информации, но ясно, что Петр не сидел сложа руки. Возможно и даже вероятно, что его миссионерские путешествия проходили одновременно с путешествиями Павла. За перечислением в 1 Пет. 1:1 тех, кому адресовано послание, может скрываться огромный миссионерский труд.

Очевидно, в середине 60-х годов Петр, как и Павел, был силой доставлен в Рим. Из письма Климента Римского (епископа и отца церкви, видевшего апостолов), отправленного римской церковью коринфским братьям в середине 90-х годов и известного как Первое послание Климента к коринфянам, можно понять, что оба апостола умерли в Риме. Судя по всему, свое последнее письмо, 2 Тимофею, Павел написал из Рима. А ссылка на Вавилон в 1 Пет. 5:13, похоже, выражает мнение автора о том же самом городе. В любом случае, это Рим назван Вавилоном в Откровении (Отк. 17:5, 18) - книге, адресованной некоторым из тех же церквей, которым написано 1 Петра. Это упоминание Петром Вавилона служит подтверждением предания о том, что Петр был в Риме. По всей видимости, он умер мученической смертью около 67 года; его первое послание было, вероятно, написано года за два до смерти. В Рим постоянно прибывали путешественники из всех частей света, совсем как в наше время в Нью-Йорк или Лондон. Некоторые были христианами, и от них Петр узнавал о нуждах и бедствиях церквей в Малой Азии. Видимо, это и послужило поводом для написания письма.

ЧИТАТЕЛИ И ИХ БЕДЫ

Первое послание Петра адресовано обширной территории, практически всей Малой Азии, которую нынче занимает Турция. В середине первого века упомянутые в 1 Пет. 1:1 пять областей - Понт, Галатия, Каппадокия, Асия и Вифиния - составляли четыре большие римские провинции. Большая часть Понта была присоединена к Вифинии римским завоевателем Помпеем. Меньшая часть перешла к Галатии и к Каппадокии. Понт-Вифиния образовала провинцию, простиравшуюся с севера на запад Малой Азии по побережью Черного моря. Каппадокия была самой восточной провинцией, относительно удаленной и малодоступной. Галатия представляла собой обширную территорию в средней части полуострова. Расположенная в западной части на побережье Эгейского моря, провинция Асия была жемчужиной региона со множеством процветающих греческих городов. Трудно сказать, насколько сильной была церковь в таких удаленных районах, как Понт и Каппадокия, к середине шестидесятых годов, но когда Петр проповедовал в день Пятидесятницы, в Иерусалиме были представители обеих областей (Деян. 2:9).

Между горсткой христиан и подавляющей частью общества, в котором они жили, стали возникать конфликты. Петр говорит, что их вера подвергается испытанию огнем (1:7) и что им послано "огненное искушение" (4:12), но умалчивает об источнике их страданий. Частично это могли быть соседи, которые высмеивали их и осложняли жизнь в целом. Вероятно, предрассудки и злоба, которые зачастую окружают новые философские течения, способствовали тому, что христиан стали обвинять в преступлениях и тащить к городским властям. Одних, наверно, избивали, других убивали. Петр напоминает христианам о величии их спасения (1:2, 9). Они были искуплены и освящены (1:15, 16, 18, 23). Иисус должен был вернуться (1:7, 13; 4:7). Посреди всех страданий у них была причина для бодрости и радости (1:8). Но помимо прочего, они не должны были давать неверующим настоящего повода ненавидеть их (2:12). Петр призывает их к святости и благости (2:1, 2), чтобы они воздавали добром за причиненное им зло (3:9). Даже гонения, которым они подвергались, должны были послужить к утверждению ими веры и свидетельству, что Иисус есть Спаситель всего человечества (1:7).

👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2020 ГОД
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2021 ГОД
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2022 ГОД
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2023 ГОД