Как же быстро летит время. Прошло уже 37 лет назад как в далеком 1984 году в СССР выпустили первую партию ВАЗ -2108, которые стали родоначальником целого семейства автомобилей Волжского автозавода на последующие 30 лет.
Об этом автомобиле в восьмидесятых годах XX - века мечтал каждый автомобилист, а в начале девяностых это был символ успеха и достижений в жизни...
Официально его называли как LADA Samara, а в народе его называли «восьмерками» ,«девятками», «девяностодевятыми» и «зубилом». В конце девяностых это был самый массовый и популярный автомобиль на дорогах нашей страны. Но мало кто будет спорить с тем, что выпуск семейства LADA Samara можно считать лучшим, что могло случиться с АВТОВАЗом за всю его историю.
Так или иначе, но "зубило" производилось на АВТОВАЗом в различных модификациях вплоть до декабря 2013 года, когда с конвейера сошёл последний прямой потомок родоначальника модели ВАЗ-2114.
За 30 лет было выпущено 5 291 053 автомобиля и десятки тысяч "зубил" колесили не только по дорогам бывшего СССР, но и рассекали по дальним зарубежным дорогам и тропам.
На один такой любопытный экземпляр я наткнулся в Турции уже в 2021 году. "Зубилом" в России сейчас мало кого удивишь, но в Турецкой глубинке это особый эксклюзив и ретро - автомобиль.
В 1980- годах основной объем выпускаемых автомобилей уходил из СССР на экспорт за границу. Для продажи в Европе наше "зубило" серьезно дорабатывалось партнерами Автоэкспорта, такими как немецкая Deutsche-Lada, бельгийская Scaldia-Volga, французская Sepma и финская Konela.
Но в Турцию автомобили шли без доработки, в обычном экспортном исполнении.
Эта "девятка" оказалась полуторалитровой версией на "коротком" крыле, с "клювом" и "высокой" торпедой. Такие модификации были только у ВАЗ 21093 выпущенных в период с 1988 - 1993 год. "Длинное" крыло пошло в серию с 1991 года, а значит этот экземпляр попал в Турцию не позднее 1993 года, без малого почти 30 лет назад.
Салон этой "девятки" был традиционно коричневого цвета и несмотря на весьма почтенный возраст и "турецкое" отношение - неплохо сохранился.
Но без "колхозного" тюнинга в экстерьере не обошлось. Турки приклеили значок БМВ на капот "зубила"
Отличительный факт экспортных моделей - наклейки на нижней части кузова "Lada Samara" с характерными полосами во весь борт. Традиционные огромные зазоры между "маской" и "коротким" крылом тут тоже присутствуют.
Но в остальном, внешнее состояние автомобиля сильно удивляет. Сказывается более мягкий климат и более мягкие условия эксплуатации автомобиля. В России "девятки" с таким возрастом уже давно сгнили и отправились на переработку.
Любопытно, что в Турции помимо некоторого количества "зубил", в бедных провинциях попадаются еще сводные "братья" нашей "копейки" от общего родителя FIAT-124.
Но это уже другая история и я про неё расскажу отдельно.
А у вас была девятка? Какие воспоминания от этого автомобиля остались в вашей памяти?
А самые свежие и актуальные истории и путешествия можно найти в моем instagram - присоединяйтесь!