Найти тему
"Из рук в руки"

«Удалённое» будущее: работа из дома приносит счастье

Оглавление

Первые опыты организации работы с сотрудниками, трудящимися дома, начались в 1980-х годах прошлого века. Одним из классических примеров стала компания IBM, где к 1983 году удалённо работали почти 2 000 человек. С появлением интернета этот тренд начал развиваться активнее, а случившаяся в 2020 году пандемия сделала «удалёнку» самым популярным форматом работы на ближайшие годы. При этом многие работодатели уже сейчас признают, что даже после снятия всех ограничений не станут возвращать сотрудников в офисы.

И ХОЧЕТСЯ, И КОЛЕТСЯ

Задолго до появления коронавируса три четверти российских работодателей признавали, что удалённая работа – один из ведущих трендов на рынке труда. Однако если в Европе на тот момент почти подавляющее большинство компаний уже практиковали концепцию удалённой работы, то российские работодатели вступали на этот путь весьма неохотно. По данным J’son & Partners Consulting, к началу 2020 года лишь пятая часть наших компаний позволяла своим сотрудникам работать дистанционно.

«Причиной такого недоверия к дистанту была исконная российская привычка держать все под контролем. Я не раз спрашивала у своих клиентов: почему они не хотят отпустить часть сотрудников на «домашнюю работу», ведь это не только выгодно экономически, но и может послужить дополнительным способом мотивации персонала. Ответ был один: «А как тогда мы будем их контролировать?» Такое впечатление, что многие работодатели считали своих сотрудников не взрослыми профессионалами, а группой малышей, которые начнут скакать по партам, как только строгий учитель отвернется! Мне кажется, понадобилось бы еще очень много времени, чтобы российские руководители перешагнули через этот психологический барьер, но режим самоизоляции существенно ускорил этот процесс. Начальники всех рангов вдруг с удивлением обнаружили, что их подчиненные – взрослые ответственные люди, которые способны работать даже тогда, когда над ними не стоит надсмотрщик с палкой!», - рассказывает бизнес-психолог Екатерина Грачева.

ЗОНА КОМФОРТА

По ее словам, возможность работать из дома является одним из самых мощных способов мотивации сотрудников. Когда на рубеже XIX-XX веков работники отстаивали свои права, одним из их основных требований было: «8 часов - работа, 8 - личное время и 8 - сон». Так появился восьмичасовой рабочий день. Однако тогда и в голову не могло прийти, что работа в часе езды от дома будет считаться «близкой». Что уж говорить, к примеру, о жителях дальних пригородов, едущих на работу в центр – у них не то, что личного времени не остается, им и на сон-то не хватает! В этом случает «удалёнка» становится настоящей палочкой-выручалочкой. «Это дарит людям время – минимум два часа в день, которые приходится тратить на дорогу до офиса и обратно. Это дарит людям возможность сэкономить на одежде и бизнес-ланчах. Это дарит людям возможность работать в комфортных условиях, в любимом кресле, с чашкой любимого чая, в любимой удобной пижамке – почему нет?», - считает психолог.

По данным Высшей школы экономики, 79% удалённых работников основным плюсом своего положения считает возможность самостоятельно управлять своим временем. Еще 65% ценят возможность работать прямо из дома, а 56% - возможность выбирать интересные проекты

Помимо этого, многие сотрудники жалуются на то, что в офисе их отвлекают от работы разговоры коллег, шум, посторонние телефонные звонки и другие факторы. Согласно исследованию Oxford Economics, 64% офисных работников считают, что подавление внешних раздражителей повышает их продуктивность. Еще 39% вынуждены уходить в комнату отдыха, чтобы сконцентрироваться, 37% работают в наушниках с «белым шумом», а 34% и вовсе выходят на улицу, когда им нужно хорошенько обдумать какую-то задачу. В домашних условиях организовать себе комфортные условия работы гораздо проще.

Но главное, что дает людям «удалёнка» – это ограничение личных очных контактов с людьми, переизбыток которых является одним из главных факторов так называемого стресса большого города. Это касается и общения с коллегами не по рабочим вопросам, и контактов с людьми в общественном транспорте. «У человека существует три зоны комфорта. Социальное пространство от полутора до трех метров. Если чужой человек подходит ближе, чем на полтора метра, мы начинаем подсознательно ощущать опасность. Для друзей эта дистанция составляет от полуметра до полутора метров. Все, что ближе – это интимное пространство. Оно – только для детей, родителей, супругов, любовников. При вторжении в интимное пространство посторонних людей наше подсознание начинает буквально вопить об опасности. А теперь представьте себе, сколько человек в переполненном вагоне метро «пропускает» через себя ваше интимное пространство! Да и коллега, подошедший со спины и заглянувший в ваш монитор – это тоже фактор стресса, даже если вы ему симпатизируете и с удовольствием общаетесь. Постоянное нарушение зон комфорта вызывает так называемый фоновый стресс, в котором многие офисные работники живут практически постоянно», - поясняет наш эксперт.

ГИБКОЕ СЧАСТЬЕ

Не удивительно, что по данным Forbes, сотрудники, работающие по гибкому графику, из дома, как правило, намного продуктивнее коллег, которые работают в офисе с 9 утра до 5 вечера. Они достигают больших успехов, реже болеют, работают большее количество часов, менее склонны к выгоранию и стрессу и более счастливы в своей профессиональной деятельности.

Для того чтобы установить эти закономерности, ученые разделили участников на две группы. Первых обучили механизмам, помогающим усилить личный контроль на работе:  они научились больше сосредотачиваться на результатах, чем на рабочих встречах.

По окончании обучения участники стали анализировать разнообразные задачи, чтобы больше работать из дома, и уменьшили число встреч и совещаний, которые ранее были для них обязательны. Их начальники также прошли соответствующие тренинги и научились мотивировать персонал на выстраивание work-life balance и профессиональное  развитие.

Черед девять месяцев при сравнении этой группы с контрольной группой, работавшей в обычном режиме, учёные увидели: у первых стало гораздо больше возможностей и поддержки со стороны руководства. Кроме того, у них освободилось больше времени на семью и личную жизнь, а уровень удовлетворённости работой вырос, и теперь они испытывают меньше стрессов, чем их коллеги.

КТО, ГДЕ, КОГДА

«Удалёнка» подходит для многих профессий, особенно творческих, связанных с Интернетом и программированием, клиентским сервисом. Легко представить дизайнерское бюро, веб-студию, IT или консалтинговую фирму с полностью удалённым офисом, дистанционную службу поддержки. Конечно, существуют отрасли, где полностью удалённый формат не возможен. Например, банкам, производственным, строительным фирмам и другим компаниям реального сектора экономии невозможно обойтись без офиса.

Поэтому, по данным Marsh, большинство работодателей, практикующих работу из дома,  (74%) переводят в этот формат только определенных сотрудников. Чаще всего (26%) это офисный персонал, еще 19% - менеджеры.  И лишь 26% работодателей позволяет работать удалённо всем сотрудникам без исключения.

Среди тех, кто не планирует внедрять удалённый метод работы в компании, можно выделить отдельные направления бизнеса, например, производственные компании. Этот формат невозможен там, где профессиональная деятельность не может осуществляться вне рабочего места. В частности, в компаниях преимущественно с «синими воротничками».

Продолжение читайте в блоге сайта "Из рук в руки":
https://blog.irr.ru/view/buduschee_rabota_iz_doma_prinosit_schaste