В основном Сатка выглядит так: в уральские горы вклинивается массив перекопанной земли, настоящая пустыня километров 10 в поперечнике, где вместо впадин - бездонные карьеры, вместо барханов - уходящие к небу отвалы, а каждая из трёх промзон превосходит по размеру жилую часть города. Над всей этой величественной жутью - хребет Зюраткуль (1175м) в виде спящей красавицы, а на склонах его одноимённые озеро и национальный парк c геоглифом в виде лося на горе и превращающимся зимой в Шива-лингам природным фонтаном: в прошлой части я уже писал, что Зюраткуль - это второе имя Сатки. Ну в городе с 1901 добывают магнезит - не слишком распространённый минерал, из которого делаются огнеупорные материалы:
Магнезит, а в обиходе просто Посёлок - это западная часть Сатки, построенная в советское время "с нуля" за Карагайским карьером от Старого города. Почти одинаковые по размеру, друг от друга Посёлок и Старая Сатка не видны, ибо над карьером вырос ещё и отвал, и в общем каждый из них выглядит полностью самодостаточным. Над Посёлком господствуют Серп и Молот на вершине голой сопки:
Въехав в Посёлок, мы сначала долго петляли по нему, узнав, что знакомые ждут нас "на Пролетарской улице, где красные фонари". Что в Сатке за квартал красных фонарей, ни я, ни Константин не представляли, и потому конечно же у нас глаза на лоб полезли, когда на действительно донельзя пролетарской улице нашим взглядам открылось ТАКОЕ:
Говорят, особенно потрясающе эти красные железные деревья (главный минус которых - в том, что посажены взамен настоящих зелёных) смотрятся зимой, на свежем белом снегу. Улицу оформлял московский скульптор Иван Коржев в рамках федеральной программы "Развитие городской среды":
Сатка - это маленький городок с большой промышленной компанией: "Магнезит" - один из мировых лидеров в своём профиле, владеющий десятком заводов по всему миру от Словакии до Китая. И Сатка, дающая "Магнезиту" 40% добычи - не далёкая колония, а вотчина.
Ночная Сатка - странное зрелище. Ярко освещённые чистые улицы с обилием иллюминации заставляют вспомнить Москву, но только уже в 8 вечера пустынны они, как и полагается малому городу.
Фактически, Сатка - это ни что иное, как современная реинкарнация столь любимых мной "купеческих республик" царской России. С одной стороны, капитал тут сильнее государственной власти, с другой - сохраняет верность своей почве. И может быть поэтому приоритетом Сатки стало развитие малого бизнеса. На саткинских домах попадаются порой вот такие таблички:
К тому же, Сатка входит в программу развития моногородов, и здесь эта программа, не в пример многим другим моногородам, даёт видимые не вооружённым глазом результаты. Поэтому и Центр туризма и гостеприимства, который занимает небольшой офис на первом этаже пятиэтажки у тех самых красных фонарей, свои задачи выполняет исправно. Люди здесь работают замечательные, а нас с Ведмедом как блоггеров ещё и снабдили гидом по городу и в Пороги. Гидом оказался Олег Борисович Волков, по совместительству хозяин гостиницы "Саттурн", где я вечером и остановился на ночлег.
В туринфоцентре - импровизированный музейчик, где представлен в том числе новый бренд местной культуры: "айлинская роспись", зародившаяся в селе Айлино Саткинского района. Там в 1986 году открылась школа народной культуры, и молодой преподаватель Борис Абрамов с учениками за несколько лет выработали свой неповторимый стиль. Лаковая роспись наподобие хохломы и палеха - для Урала действительно что-то новое:
И в общем... нет, даже не зажиточность, а какая-то удовлетворённость жизнью в Сатке ощущается неуловимо. Квалифицированные кадры, в том числе в сферах культуры и туризма, переехавшие сюда из областного Челябинска - в Сатке обычное дело.
Весь этот современный колорит в Посёлке впечатляет больше всякой архитектуры, но и она тут есть - среди "ободранных сталинок" и хрущёвок попадаются как редкие образцы "высокого сталианса"...
...так и явная довоенка с пережитками конструктивизма:
Главная площадь Посёлка - Сквер Славы, с разных сторон которого друг на друга глядят горно-керамический колледж:
И администрация города, которую я принял бы ну максимум за школу:
В самом сквере Славы, конечно же, воинский памятник:
А за ним виден и архитектурный центр Посёлка - ДК "Магнезит" (1946-59):
Слышал, что в год своего открытия он был признан лучшим Дворцом культуры в Советском Союзе. И если со стороны Сквера Славы Дворец весьма обычен, то на площадь и спускающийся в промзону каскад обращён удивительный фасад-ротонда:
Причём в отличие от большинства домов культуры, у "Магнезита" фасад не спереди, а на боку, по сути как пристройка к зрительному залу:
В ДК в это время что-то происходило, поэтому до самого зрительного зала я не дошёл, но даже на лестнице интерьеры впечатляют:
Со стороны Сквера Славы притаился ещё один сюрприз - пара скульптур, одна из которых подозрительно напоминает Псоглавца:
Думаю, не я один узнал в них творения Огюста Родена - "Мыслитель" и "Тень". Это даже не совсем реплики, а "оригиналы второго литья", созданные после смерти автора, но в той же самой мастерской Вальзуани и по авторским чертежам и формам. Всего в мире таких "Мыслителей" второго литья около 20, и потому конечно главный вопрос - как они попали в Сатку?! А вот так - взяли и попали. В 2011 году в горнозаводском городке проходила одна из крупнейших в постсоветской России скульптурная выставка "Творцы миров", и два Роденовских изваяния остались на Урале. Логотип "Магнезита" над ними (кадр выше) весьма красноречив:
На другом конце Пролетарской - контора "Магнезита", более солидная, чем администрация, но тоже не грандиозная:
Лишь на торце её - авангард: один смысл этого слова намекает применительно к "Магнезиту" на другой.
Олег Борисович предложил нам посетить ведомственный музей "Магнезита", и в первый момент меня от этих слов взяла тоска: письмо на имя начальника, список группы с полными паспортными данными и моделями фотоаппаратов, строгое "представьтесь, пожалуйста!" в телефонном разговоре, очередь на проходной под злыми взглядами охраны, "что это ваши про нас понаписали?!" - всё то, что было мне знакомо по музеям космических предприятий Подмосковья. Но Сатка и тут смогла удивить: ведомственный музей со входом через фойе абсолютно общедоступен и абсолютно бесплатен. Основанный в 1967 году, буквально за несколько месяцев до моей поездки он открылся после капитальной реконструкции:
Музей ещё и оснащён по последнему слову техники и отделан по последнему писку дизайна. Начали мы с лектория, лёгкие деревянные стулья которого легко трансформируются в тумбочки, а планшетный экран реагирует на специальный пульт-указку. Здесь - вступление с рассказом о предприятии, его истории и современной мощи, да интерактив для гостей, которым можно, скажем, примерить каску:
Музей всё же рассчитан на школьников, поэтому в его стильных тёмных коридорах на стенах рисунки различных машин и зданий - в основном "самые-самые", но при этом, как заметила экскурсовод, в них специально заложено 3 небольшие ошибки - как проверка на кругозор. Тут, мне кажется, создатели переборщили - не нашёл этих ошибок даже я:
В левом зале - история: макеты машин, снаряжение горнорабочих да документы и фотографии в ящиках.
Саткинский металлургический завод в 18 веке и "Магнезит", каким его построили в 1898-1901 годах:
Правый зал - о производственных цепочках и работе комбината, с макетами техники и образцами продукции разных этапов. Отдельно стоит сказать об электровозе. Тут немного личного: однажды, когда я много мечтал и мало путешествовал, мне снился сон о некой узкоколейке, на которой работают "фашистские локомотивы", то есть - попавшие в СССР из поверженной Германии. Технический дизайн Третьего Рейха реально не спутаешь ни с чем, и каково же было моё удивление, когда изучая сайт Сергея Болашенко я вдруг наткнулся на узкоколейку в Сатке и узнал на тусклых плёночных фотографиях (сам тогда снимал не лучше) машины из своего сна. Не фашистские они, правда, оказались, а ГДРовские - EL2 и EL3 1950-х годов. 14-километровая узкоколейка в промзонах Сатки, ближе к Старому городу, действует до сих пор, а помимо техники нетипична для России в ней ещё и колея: построенные в 1929 году на стандартных 750мм, в 1936 её пути были перешиты на метровые.
Со стильными тёмными коридорами и залами основной части музея здорово контрастирует белый выставочный зал. В нём обнаружились две выставки - одна о Великой Отечественной, что логично было в конце апреля, другая - эпоксидные творения молодой екатеринбургской художницы Маяны Насыбулловой. Интересная в общем идея.
Жилые районы Сатки не ограничиваются Старой Саткой и Посёлком. Здесь много деревенек да каких-то предместий с названиями типа Шанхай или Цыганка. Но даже у изб в Сатке есть характерная деталь - треугольное окно чердака:
В Посёлке нет своей церкви, зато вот при больнице очаровательная деревянная часовенка Антонины Великомученицы (2003):
У пруда между Посёлком и Старой Саткой - что-то ни то католическое. ни то протестантское, а может и баптистское, например:
А между Посёлком и Западным - мечеть. Вокруг Сатки немало татарских сёл, да и до Башкирии рукой подать:
Западный - это третий жилой сегмент Сатки, построенный среди лесов за пределами Магнезитовой пустыни. Беглым взглядом он симпатичен, как ЗАТО или атомград:
И даже многоэтажечный микрорайон в этом чудо-городе не разочаровывает. В 2014 году "Магнезит" притащил в Сатку ещё и фестиваль стрит-арта, и три команды тогда расписали хоть и самый комфортный, но и самый невзрачный район городка. Россияне Петр Герасименко и Илья Блинов сделали два абстрактных панно о переплетении индустрии с природой (о чём без пояснения не догадаться):
Самый дальний угол Западного у маршруточного "гнезда" оживили итальянцы. Стефано Бианджотти нарисовал женское лицо в окружении лебедей, а Флавио Карбонара - космонавта, ибо у них помнят, кто человечеству путь в космос проложил. А вот что справа в Златоусте и Миассе делают ракеты, а слева в Усть-Катаве - космические двигатели и агрегаты, итальянцы вряд ли знали, да и не положено им:
А на полноценный новый символ Сатки потянет грандиозный Медведь от швейцарцев Кристиана Ребеччи и Пабло Тогни.
И олицетворяет он вовсе не пробуждающуюся Красную Русь...
...а Природу, гнев которой людям лучше не будить:
Последней неожиданностью Сатки стали похожие на старых рокеров водители маршруток: