Найти тему
Анна Ульман

Какие отношения связывали Моне и Камиллу?

Всем привет!👋

Сегодня мне хочется вам рассказать о Камилле, первой жене Клода Моне.

Клод Моне "Дама в зелёном", 1886 г.
Клод Моне "Дама в зелёном", 1886 г.

Читая биографию художника, заметила: как этот человек был сконцентрирован только на себе и своём творчестве. Долгое время художника волновали только его личные проблемы и он не замечал, что окружающие его люди тоже живые, имеют чувства и желания.

Я начну рассказ с 1866 года, когда Моне в который раз съехал с очередной квартиры которую снимал его друг и художник Базиль. Моне не мог позволить себе эту квартиру, тк ему нечем было за неё платить. Он нашёл крошечную мастерскую в доме номер 1 на площади Пигаль и арендовал её, уверив хозяина, что в конце года сможет отдать деньги. Взяв в поручители своего друга Курбе. Мастерская совершенно не отапливалась, но это было не важно: Моне надо было готовиться к выставке в Салоне. Клод решает выставить свою новую картину «Завтрак на траве». Как любой творец, он хотел довести картину до совершенства, но результат его совершенно не удовлетворял. В это же время Курбе заметил, что над картиной следует ещё поработать.

Моне, раздраженный и уставший, понимает, что картина не готова для выставки. Художник недолго думая вынимает картину из рамы и сворачивает в трубку, так удобнее хранить и транспортировать большие холсты. Оставляет картину хозяину своей квартиры, как залог за неуплату аренды.

Впоследствии, когда появились деньги Моне решил забрать полотно. Он найдет его на полу в углу какой‑то сырой комнаты и с ужасом обнаружит, что левый и правый края совершенно испорчены плесенью. Вот поэтому Моне обрежет свою картину и она кардинально измениться по композиции, но это совсем другая история.

Эти маленькие детали из жизни художника показывают нам, что на пути к славе было очень не просто. Моне совершенно не умел управлять деньгами, ему помогали многие его друзья, оплачивали проживание, краски, холсты, но этого было мало и в ответ получали только жалобы художника.

Художник принимает решение предложить вниманию жюри готовую картину «Мостовую в Шайи», которая не вызывала у него недовольства собой, а в оставшиеся дни быстро написать портрет милой девушки Камиллы.

Клод Моне "Дама в зелёном", 1886 г.
Клод Моне "Дама в зелёном", 1886 г.

Картину «Дама в зеленом» Моне написал за четыре дня, при том, что полотно размером 2,31 на 1,51 метра!

Камилла Леония Донсье родилась в Лионе 15 января 1847 года. Отец Камиллы, Шарль Клод Донсье, работал скромным служащим. Мать, которая была моложе мужа на 23 года, открыто принимала помощь от некоего Прителли — бывшего сборщика налогов из Рюэля.

Как пишут биографы художника, Камилла стала работать моделью, чтобы иметь хоть какой‑то доход и таким образом познакомилась с молодым Клодом.

Девятнадцатилетняя Камилла была симпатичной девушкой. Рядом с ней, тоненькой, стройной и не очень высокой, Моне, ростом 165 сантиметров, выглядел коренастым коротышкой. У неё было милое лицо — прямой тонкий нос, круглый, но достаточно волевой подбородок, черные как смоль волосы, брови и ресницы и особенно ценившаяся в те времена молочно-белая кожа, хорошо очерченный рот, чуть печальный взгляд. Идеальная модель для портретов!

Итак, на Салон отправилась «Камилла» — она же «Дама в зеленом».

На картине изображена Камилла в полный рост. На ней атласное платье с зелёными и чёрными полосами поверх одета кофта обшитая мехом. Девушка стоит спиной к зрителю она словно обернулась к зрителю и задумалась о чём-то, слегка опустив голову вниз.

Жюри благосклонно отнеслось к картине, среди публики «Камилла» имела бешеный успех. Сам Золя писал о ней: «…Вот образец живой и энергичной живописи. Я обходил пустынные и холодные залы, не замечая ни одного нового таланта и уже утомившись, когда увидел вдруг эту молодую женщину в длинном платье, прижавшуюся спиной к стене, словно желающую спрятаться в какую‑то щель. Вы не поверите, но до чего же приятно, устав посмеиваться и пожимать плечами, хоть немного отдаться восхищению…»

Успех — это прекрасно, но если он не приносит денег, то радость быстро исчезает.

У Моне было множество долгов, за ним просто охотились кредиторы. Чтобы расплатиться с ними, надо было продать очень много картин, но пока работы художника никто не рвался покупать. Именно это обстоятельство тяготило душу Клода, когда он в который раз переехал — на сей раз в Севр, и неподалеку от вокзала Вилль-д'Авре снял небольшой дом с садом. У него родился новый замысел — написать четырех женщин в саду. Три из них будут брюнетки, а одна рыжая. Тремя брюнетками на самом деле стала одна и та же модель, запечатленная в трех разных позах. Это снова была она — Камилла с печальным взглядом.

Интересно, как историки описывают создание этого полотна (а размер картины был огромен: два с лишним метра в длину и два метра в ширину). Моне придумал изящное решение: он вырыл посреди грядок траншею, в которую при помощи целой системы блоков опускал натянутый на подрамник холст, после чего спокойно писал верхнюю часть картины.

Несмотря на то, что картина получилась буквально пронизанной живым светом, на Салон, состоявшийся весной 1867 года, ее не приняли. Женщины в Севрском саду не пришлись по вкусу жюри. Кроме этой работы Моне представил на суд жюри «Порт Онфлера», написанный поверх наскоро соскобленного портрета, который он называл «Белой Камиллой». В кошельке у него по‑прежнему гулял ветер, и денег не хватало даже на покупку чистых холстов. Но и «Порту» не повезло: Жюри решило, что и эта картина не достойна того, чтобы висеть на выставке. Катастрофа!

 "Женщины в саду",  1866-1867 г.
"Женщины в саду", 1866-1867 г.

Об отчаянном положении Моне вскоре стало известно Базилю, которого к счастью, поддерживали его родители. Базиль предложил Клоду купить у него полотно за две тысячи пятьсот франков, но с условием, что платить будет частями, по пятьдесят франков в месяц.

Клоду и Камилле этих денег могло хватить надолго, чтобы в течение трех лет оплачивать квартиру, художник был счастлив от такого предложения. Камилла теперь жила с ним и ждала ребёнка, но художник не торопился узаконить их отношения. У меня сложилось впечатление, что Моне затягивал с предложением, тк боялся, что не прокормит семью.

В очередной раз им пришлось покинуть дом спасаясь от судебного пристава. Моне уезжает один навестить своих родственников, а будущую мать его сына оставляет в одиночестве в крошечной комнатке, едва ли пригодной для нормальной жизни, на первом этаже дома номер 8 в тупике Сен-Луи в Батиньоле.

Моне поглощен своими поисками света на пленэре и совсем забывает об обыденном и мирском.

В его письмах к Базилю чувствуется холод по отношению к Камилле: «Ах, дорогой мой! В каком ужасном я все-таки положении! Она очень мила, добродушна и даже рассудительна, но это-то и огорчает меня больше всего! У меня к вам просьба. Камилла должна родить 25 июля. Я поеду в Париж дней на десять-пятнадцать, и мне понадобятся деньги на разные там вещи. Постарайтесь выслать мне чуть больше, хотя бы сто или сто пятьдесят франков, вы ведь понимаете…»

Ожидания оказались ошибочными, Камилла родила не 25 июля. Лишь, 8 августа, в шесть часов вечера, в своей комнатушке в тупике Сен-Луи Камилла родила «крупного, красивого мальчика», которого назвали Жаном Арманом Клодом и зарегистрировали как «законного сына Клода Оскара Моне и Камиллы Леонии Донсье, его супруги».

Моне не только признал своего ребенка, но и сделал ложное заявление, представив Камиллу в качестве своей жены. Это означает, что рождение ребенка скрепило новыми узами союз этих двух людей. «Несмотря ни на что, я, сам не знаю почему, люблю этого ребенка и страдаю при мысли, что его матери нечего есть…» — написал он Базилю.

Вы только представьте, какого было Камилле остаться одной с ребёнком на руках, без денег в маленькой каморке в Батиньоле, буквально на следующий день. Моне хотел продолжать писать картины на пленэре и уехал в Сент-Адресс.

Продолжение следует…

PS Дорогие читатели, вам интересно? Хотите продолжение истории ?