«Все флаги будут в гости к нам» - такие слова вложил в уста Петра Великого наш Александр Сергеевич. Так в общем-то и получилось. В столицу Российской империи много чего надуло через «прорубленное окно». В том числе и архитектурных влияний, образцы которых и сегодня впечатляет туристов.
О влиянии разных стилей на облик Петербурга можно говорить бесконечно. Поэтому мы остановимся только на прямых «цитатах» известных зарубежных памятников. Заметим, что при явности прототипа это всегда творческая переработка, а не просто стремление повторить заморский шедевр. Поэтому такие цитаты правильнее называть «поэтическими переводами» с иностранного языка.
Галерея-переход через Зимнюю канавку
Один из самых уютных видов посреди помпезного дворцового царства дарит галерея-переход через Зимнюю канавку.
Это прямое заимствование знаменитого Моста вздохов в Венеции.
Галерею, соединившую Большой Эрмитаж и Эрмитажный театр задумал архитектор Юрий Фельтен. Есть легенда, что императрица приказала устроить пир в этой арке-переходе, а архитектор должен был стоять внизу и пострадать в случае ошибки в своих расчетах. Легенда расхожая, ее героем становился едва ли не каждый архитектор или инженер, строивший нечто грандиозное и кажущееся, что вот-вот упадет.
Венецианский Мост вздохов появился почти на двести лет раньше галереи Эрмитажа. Он соединяет здания Дворца Дожей, в котором располагался зал суда, и тюрьмы. «Вздохи», от которых берет название этот мост, – это не вздохи влюблённых, а печальные вздохи осуждённых, которые, проходя под стражей по этому крытому мосту, в последний раз бросали взгляд на Венецию.
Балтийский вокзал
Балтийский вокзал построен в 1857 году для Петергофской железной дороги и дошел до нас практически в первозданном виде.
Не мудрствуя лукаво, архитектор Александр Иванович Кракау взял за прототип Восточный вокзал в Париже, построенный всего на несколько лет раньше, и творчески переработал проект. Возможно, это было связано с тем, что опыта в строительстве именно вокзалов в России тогда еще не было.
К тому же вокзал начинал строиться в эпоху Николая I. Его деспотичное правление парадоксально сочеталось с демократией в архитектурных стилях. В ходу был и неоренессанс, и русско-византийский стиль, и псевдоготика, и нетленная классика. Так что заимствование парижского прототипа было уместным. Тем более, что на другом конце железной дороги пассажиров ждала еще одна цитата…
Петергофский вокзал
Нас и сегодня впечатляет готический вокзал станции «Новый Петергоф», который практически полностью сгорел во время войны, но чудесным образом был восстановлен. Это творение энциклопедиста от архитектуры – Николая Леонтьевича Бенуа.
В качестве первоисточника для вокзала он взял … храм! Не каждому из пассажиров электричек дано живьем увидеть прообраз, а именно римско-католический собор Успения Девы Марии. Ведь он расположен в городе Орвието на юго-западе региона Умбрия в центральной Италии.
Николай Бенуа участвовал в реставрации этого замечательного памятника (кстати, вместе с Александром Кракау). Конечно, этот вокзал похож и на Сиенский собор и на многие другие. Но все же принято считать, что Бенуа был покорен именно собором небольшого итальянского города.
Кронштадтский собор
Никольский морской собор в Кронштадте построен в 1903-1913 году Василием Косяковым. С одной стороны это вершина неовизантийского стиля, который начал расцветать еще при Николае I. С другой стороны, это прямой отсыл к главному памянику византийской архитектуры – Собору св. Софии в Константинополе (Стамбуле). Именно его за основу и взял архитектор Василий Косяков.
Кронштадтский собор повторяет и объемно-планировочное решение, и практически точно его размеры. Для сравнения: диаметр купола Святой Софии — 31 метр, а купола Кронштадтского Собора — 26,7 м; высота зданий соответственно равна 56 и 52 метрам.
Опять же здесь речь не идет о точной копии. Внешняя и внутренняя отделка храма – это уже высшая точка русской архитектуры накануне революции. Можно увидеть в храме и элементы готики.
Казанский собор
Конечно, прототип Казанского собора узнаваем – это Собор св. Петра в Риме. Император Павел I, заказывая собор Андрею Воронихину хотел видеть в «городе Петра» именно главный католический храм. В этом была определенная идеология, поскольку Павел был одержим идеей едва ли не объединения православия и католицизма под российской короной.
Андрей Воронихин внимательно подошел к «требованиям заказчика». В самом деле, прототип легко узнаваем, но сразу бросаются в глаза отличия.
Во-первых, если в римском «источнике» колоннада замыкает внутри себя площадь, то в петербургском «переводе» она раскрыта к Невскому проспекту. Точно такая же колоннада должна была находится и с другой стороны. Возможно, это и символизировало бы объединение двух христианских церквей. Другое видимое отличие – это, конечно, отделка. В Петербурге для этого использовался пудостский камень.
Петропавловский собор
Один из узнаваемых символов Петербурга стал таковым далеко не сразу, а после многочисленных переделок. Однако ему можно с большой точностью сопоставить прототипом Церковь св. Петра в Риге.
Такой тип храма с зашпиленной колокольней до Петра на Руси был немыслим. Можно даже сказать, что это был очень серьезный архитектурный вызов.
В Европе же такой тип храмов распространен во многих городах, в первую очередь портовых. Ибо шпиль колокольни является хорошим ориентиром для моряков (например, 122-метровый шпиль Петропавловского собора должен быть виден с 50 километров). Поэтому прототипов здесь можно было бы найти много, но впервые такой храм Петр I увидел в Риге, к которой он подошел в составе Великого посольства в 1697 году.
Правда, в Ригу (тогда шведское владение), его не пустили. Но храм его впечатлил. Впоследствии в Петербурге появилось несколько таких храмов, шпили для которых проектировал голландец Харман Ван Болос. Интересно и что рижский шпиль сегодня ровно на 1 метр выше шпиля Петропавловской церкви.
Исаакиевский собор
Храмов, увенчанных массивным куполом, опирающимся на барабан колонн, в мире множество. Например, прототипом можно Исаакиевского собора иногда считают собор св. Павла в Лондоне, построенный Кристофером Реном в 1708 году.
Однако исследователи склоняются, что в качестве прототипа (французу!) Огюсту Монферрану был ближе парижский Пантеон (бывший храм св. Женевьевы) и построенный еще раньше Дом Инвалидов. Именно в них впервые появилась «французская схема», где план византийского креста и фасадов с «греческими» портиками, совмещается на вертикальной оси с «римским куполом» на барабане.
Причем диаметр купола Исаакиевского собора значительно уступает прототипу: 25 метров против 42. Но надо отдать должное Монферрану, он существенное превзошел парижский первоисточник по богатству отделки, а также по высоте храма. А главное, он добавил еще четыре малых купола, «привязав» Исаакиевский собор к традициям русских пятикупольных храмов.
Соборная мечеть
В заключение нашего сборника переводной архитектурной поэзии очень необычная цитата – не из западной, а из восточной архитектуры. Соборная мечеть Петербурга строилась очень долго. Заложили ее в 1909 году по проекту архитекторов Николая Васильева (русского), Александра фон Гогена (немца-лютеранина) и Степана Кричинского (поляка-мусульманина!). Вот уж воистину дружба народов.
За основу был взят мавзолей Гур-Эмир в Самарканде. Художник Л. Максимов лично выезжал в древний город, чтобы снять мерки с орнаментов и надписей. Не обошлось и без архитектурной иронии: петербургские мастера в начале 20-го века были увлечены северным модерном. Поэтому перевод с узбекского на русский получился с финско-шведским акцентом!
Достроили мечеть уже после революции, в очень тяжелом 1920-м году, но реставрационные работы продолжались до недавнего времени. Сегодня мечеть предстает перед туристами и верующими в задуманном сто лет назад великолепии.
Конечно, это далеко не полный список цитат из зарубежной архитектуры, которые можно встретить в Петербурге. Если у вас есть свое видение первоисточников петербургских памятников – поделитесь в комментариях.
Использованы фотографии из Википедии.
Если вам понравился рассказ, ставьте, как говорится, «лайк». Подпишитесь на канал, если хотите вместе с нами больше узнать о Петербурге и его Юго-Западной части.
Приходите на наши экскурсии, подробная информация о них – на нашем сайте www.oranela.ru
Смотрите небольшие ролики на You-Tube канале OranelaTV
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте или Facebook
Пользуйтесь нашими бесплатными аудиогидами по Музею Оранэлы и «Миру Оранэлы» на платформе izi.TRAVEL