Европейская классика отличается от американской, чтобы смотреть эти фильмы нужно свыкнуться с медленным повествованием и временами с отсутствием сюжета.
Вы спросите — зачем же, вообще, смотреть такое кино? На самом деле, многие из этих фильмов повлияли на кинематограф, их часто цитируют и, что самое интересное, про них любопытно поговорить. Особенно с друзьями.
Финляндия: Тени в раю
Аки Каурисмяки, режиссёр из Финляндии, как-то сказал, что жалеет, что не выучился на электрика — так он бы принёс хоть какую-то пользу людям. Но режиссёр немного кокетничает — финский кинематограф — это именно Каурисмяки.
В 80-х он снял «Пролетарскую трилогию», а «Тени в раю» — первый фильм этой трилогии. Главный герой фильма водит мусоровоз. Его любовь работает продавщицей. Никакого гламура, только жизнь простых людей.
На свидании парочка в основном молчит — такова уж финская культура. Сюжет если и есть, то читается с трудом, скорее это история жизни немолодых людей на фоне северного Хельсинки.
Каурисмяки снял много фильмов, но начать можно с этого, а если понравится — посмотреть всю трилогию.
Каурисмяки — режиссёр обычных людей, он и сам выходец из народа. Хотите понять финский кинематограф — смотрите Каурисмяки.
На премьере, кстати, были водители мусоровозов. Говорят, что кино им понравилось, правда, они поворчали, что их жизнь не сильно похожа на ту, что изобразил на экране режиссёр.
Франция: На последнем дыхании
Жан-Люк Годар — режиссёр новой волны французского кино. Режиссёры того времени ненавидели неискренность фильмов и делали свои фильмы совсем другими. Как и все бунтовщики, со временем французы влились в мейнстрим — позже Годар даже снял фильм с Бриджит Бардо в главной роли.
Но его первый полный метр — «На последнем дыхании» — это именно та, бунтарская новая волна. Главные роли сыграли Жан-Поль Бельмондо и Джин Сиберг.
Герой Бельмондо — вор и постоянно что-нибудь крадёт, а ещё как бы между делом совершает убийство. Его подруга — родом из Америки, но живёт в Париже. Сюжет тут тоже не особо выражен — парочка гуляет по столице, решает свои дела.
В некоторых сценах видно, как на актёров косятся прохожие — дело в том, что денег у Годара было немного, так что пришлось снимать прямо на забитых улицах Парижа, — в кадрах мелькают обычные люди.
Если хотите узнать, как выглядел Париж шестидесятых — он тут — настоящий и живой.
Швеция: Бергман
Про Бергмана скажут, что это был последний мастер умного кино и величайший режиссёр в кинематографе. У многих современных режиссёров любимый — именно Бергман.
В фильме «Персона» рассказывается история актрисы, которая потеряла голос. Никто не понимает, почему это произошло, но врач советует ей поехать на отдых. Чтобы актриса не грустила, с ней едет сиделка — они будут проводить дни вдвоём.
Кажется, что всё это уже было, взять тот же «Остров Проклятых». На самом деле, фильмами Бергмана вдохновлены многие последующие работы, некоторые их прямо цитируют.
В 1966 ещё не родился ДиКаприо, а Бергман уже снимал кино, в котором фантазию трудно отличить от реальности.
Возможно, смотреть эти фильмы будет непросто — слишком уж они отличаются от того, что выходит сегодня на экраны. Но это интересный опыт — попробуйте!
Если хотите читать ежедневные обзоры свежих фильмов — подписывайтесь на мой телеграм: https://t.me/kinoakula