Данной публикацией мы продолжаем тему врачевания тела физического и исцеления душевного, которая занимает важное место во всех религиях мира, а потому стала предметом отдельной выставки в нашем Музее.
С глубокой древности у разных народов получил распространение обычай приносить богам антропо- и зооморфные фигурки. Наиболее популярными были подношения, выполненные из дерева, теста, камня, глины, гипса, воска, т.е. из подручных и довольно дешевых материалов. Однако встречаются изделия и из драгоценных металлов, как, например, серебро.
Чаще всего фигурки приносились в благодарность высшим силам за исполнение просьб (например, исцеление от недуга) или в знак принятия обета, а потому получили наименование вотивы: от латинского votivus - «торжественно обещанный, посвященный богам» и votum – обещание, мольба, жертва по обету.
Возникнув в прошлом, эта традиция не утратила своей актуальности и в наши дни. Так, их можно увидеть во многих католических храмах, где вотивы крепятся рядом с особо почитаемыми образами Христа, Богоматери или святых. Обычно их приносят верующие, которые молят об исцелении.
Форма и размеры исцеляющих вотивов очень разнообразны.
Им могли придавать вид человека, об исцелении которого молили, или животного. Считалось, что вотивный конь приносит здоровье и силу живой крестьянской лошадке.
К числу «наиболее распространенных органов» относятся ноги и руки, реже встречаются глаза, грудь, ухо, зуб и иные части тела. Все они выступают в роли символического жертвоприношения или посвятительного дара, которым сопровождается принесение обета в обмен на просьбу о выздоровлении.
Нередко встречаются обетные дары и в виде сердец.
Они символизируют – любовь к Богу и Богоматери, упование на их милость. Исполненный трагизма образ такого подношения содержится в балладе Генриха Гейне «Паломничество в Кевлаар»:
«А рядом жила моя Гретхен,
Она не жива теперь –
Возьми восковое сердце,
Сердечную боль умерь.
Ты излечи мое сердце,
Устало оно страдать.
Я буду усердно молиться:
Будь славна, Божья мать!»
Одним из наиболее востребованных материалов для производства вотивов был воск. И неслучайно, ведь воск для христиан имеет особое значение чистой субстанции, символизирующей духовную чистоту и искренность совершаемого приношения. Впоследствии в XIX веке в практике католической церкви антропоморфные вотивы уступили место восковым свечам, которые также были символами чистоты и жертвенности Христа. Возможно, одной из причин такой замены стало стремление порвать с элементами дохристанской по своему происхождению обрядности, связанной с имитативной магией, т.е. тем типом магии, в основе которого лежит представление о возможности перенесения воздействия с одного предмета на другой в силу их внешнего сходства.
Яркой иллюстрацией к теме вотивов является гипсовая плакетка из собрания музея, на которой в центре изображен святой Николай Мирликийский (Чудотворец), молящийся Иисусу Христу и Божий Матери об исцелении больного Владислава, у которого, как гласит надпись на плакетке, случилось «омертвение от паралича» рук и ног.