Найти в Дзене
Александр Васькин

Майя Плисецкая и ее миллионы

Продолжаю знакомить Вас со своей новой книгой "Повседневная жизнь Большого театра от Федора Шаляпина до Майи Плисецкой". Книга посвящена главному театру нашей страны и охватывает более чем столетие. Как попадали в театр и как из него уходили, как репетировали и ставили спектакли, как работали и отдыхали в квартирах и на дачах, чем болели и лечились, сколько зарабатывали и куда тратили, как выезжали на гастроли — эти и другие нюансы повседневной жизни вы найдете на страницах книги. Жизнь знаменитых певцов и артистов балета, известных дирижеров и музыкантов, главных режиссеров и художников, простых суфлеров и гримеров и даже зрителей из партера, царской ложи и галерки — все переплелось в этой необычной книге. А еще читатели узнают, кто такие «моржи», «сырихи» и «первачи», что означает «протырка», «кидон» и «щетина сцены», кто такие Вишня и Невыносимонов и как космические ракеты «бороздили» Большой театр...

В самый разгар перестройки в журнале «Огонек» вышла статья с громким названием «Плисецкие миллионы», в которой рассказывалось об огромных гонорарах самой известной советской балерины Майи Михайловны Плисецкой. Уж и автора той статьи никто не помнит, а осадок остался. Действительно, Плисецкая как прима Большого театра получала на гастролях самую высшую ставку, до 300 долларов за сольное выступление, остальное же вынуждена была отдавать родному государству (по 5-7 тысяч долларов за выход).

Супруги - Майя Плисецкая и Родион Щедрин
Супруги - Майя Плисецкая и Родион Щедрин

Однажды балерина едва не потеряла чемодан с валютой на 65 тысяч долларов, которую везла через границу для Госконцерта. Боязнь потерять чемодан не шла ни в какое сравнение с тем страхом, который Плисецкая испытала в декабре 1949 года на концерте к семидесятилетию Сталина, куда ее допустили после многочисленных проверок. На концерте к юбилею вождя ей поручили станцевать прыжковую вариацию из «Дон Кихота». С задачей Плисецкая справилась и получила звание заслуженной артистки РСФСР…

На отдыхе, 1978 г.
На отдыхе, 1978 г.

Всего же за свою карьеру балерина сдала государству более двух миллионов долларов! В основном наличными. Но такие гонорары были далеко не у всех - балерины из кардебалета на зарубежных гастролях зарабатывали сущие копейки, т.е. центы – до 5 долларов суточных в день, вот почему их прозвали в театре «шуточные». С наступлением перестройки Майя Михайловна получила возможность зарабатывать больше, сразу попав под пристальное внимание бдительной советской общественности, возмущенной ее непомерными, как чувство глубокого удовлетворения, доходами.

Снова но отдыхе...
Снова но отдыхе...

В ответ на обидевшую ее статью Плисецкая написала опровержение:

«Уважаемый товарищ редактор, ваш журнал пишет о моих доходах, а почему бы не рассказать о поборах. Чтобы получить честно заработанные деньги, я должна привозить из-за рубежа море бумажек, копий, заверенных счетов, квитанций, вплоть до справки из банка – каков биржевый курс американского доллара в день получения своей собственной зарплаты. Я не говорю уже о провозе через иностранные границы целых саквояжей денег, подлежащих сдаче в Госконцерт, что карается законами Франции, Италии, Испании».

Опровержение Майи Михайловны не дошло до адресата, впрочем, желающих посчитать деньги в чужом кармане у нас всегда хватает…

С Галиной Улановой...
С Галиной Улановой...

Благодарю Вас за внимание, как пишут в таких случаях, не забудьте подписаться на мой канал и лайкнуть. 😊 С уважением, Александр Анатольевич Васькин - писатель, культуролог, историк Москвы и советской повседневности, автор и ведущий программ на радио "Орфей". Сайт: александр-васькин.рф, YouTube-канал: Александр Васькин Отрывки из моей книги я читаю на радио "Орфей" ежедневно - после 11.00 и 19.00 в программе "Закулисные истории".