Найти тему

Пищевая и алкогольная зависимость

В период новогодних праздников особенно актуально стоит вопрос – есть или не есть, пить или не пить? Точнее – сколько можно есть и пить и почему этот процесс часто нуждается в дополнительном регулировании.

Действительно алкогольная и пищевая зависимость являются одними из наиболее распространённых видов расстройств или, другими словами, формами зависимого поведения. Мы не всегда отдаем себе отчет, что в период повышенного волнения, стресса или, наоборот, расслабления и блаженного ничегонеделания, мы чаще всего прибегаем именно к такому способу получения удовольствия.

Говоря о природе такого реактивного образования можно вывести много разных версий, но я остановлюсь на двух, наиболее обоснованных с психоаналитической точки зрения.

Импульс поглощения традиционно приписывают к оральной стадии развития ребенка. Это самый ранний период (от 0 до 1 года) и оттого наиболее сильно влияющий на формирование эго и характера личности. За этот год ребенок адаптируется к миру и начинает определять свои границы. Удовлетворение орального импульса в этот период носит витальный характер и осуществляется через процесс кормления. Именно поэтому он полностью зависит от матери (или заменяющего ее объекта) и ее поведения. Все рефлексы, инстинкты и первичные эмоциональные переживания ребенок формирует и тестирует только через взаимодействие с матерью, а точнее даже будет сказать через взаимодействие с ее грудью (или объектом, заменяющим ее). Ребенок еще не способен воспринимать себя отдельно от матери и даже мать он далеко не сразу способен воспринимать полностью. Первый год он живет в мире частичных объектов и для него грудь представляет собой весь мир и самый широкий спектр эмоций – от ярости (в случае отсутствия или несвоевременного появления груди) до идеализированного обожания (в случае обладания и контроля). Соответственно, именно таким способом – через прикладывание и сосание – ребенок научается понимать и удовлетворять не только физиологические, но и эмоциональные потребности.

Таким образом, если ребенок в этот период переживает слишком много недовольства, неудовлетворённости (в результате недостатка внимания или недоброкачественного удовлетворения его потребностей) или, наоборот, затоплен гиперзаботой, у него может формироваться оральная фиксация – устойчивый паттерн, проявляющийся во взрослом представительстве в стремлении снижать тревогу посредством тех же закрепленных на ранней стадии механизмов – через оральную стимуляцию и поглощение. Несложно догадаться, что к таковым относится употребление алкогольных напитков, еды, курение. В этом случае очень верно использование народного выражения «заедание стресса» или «покурить-успокоиться». Важно заметить, что паттерн активизируется как в ситуации повышенной тревожности, так и в ситуации повышенного расслабления, что для психики трактуется одинаково – разные стороны одного и того же избыточного состояния.

Клинически доказана также и вторая версия формирования зависимого поведения – это обсесессивно-компульсивная природа. Напомню, что к обсессиям относят навязчивые мысли, а к компульсиям – навязчивые действия. Именно вторая часть данного расстройства или особенности личностной структуры (возможны оба варианта) может обусловливать навязчивое потребление пищи. Кстати в равной степени, как и полный отказ от нее. То есть в максимальном разлете на одном конце этого континуума можно наблюдать булимию, а на другом – анорексию.

Однако здесь мотивация по сравнению с первой историей совершенно иная. Компульсивное поведение принято относить к фиксации на анальной стадии развития ребенка (1-3 года). Оно может выдавать несколько бессознательных фантазий. К наиболее распространённым относится фантазия о всемогущем контроле, то есть через постоянно повторяемое действие удовлетворяется бессознательная тревога справляться с неопределённостью или контролировать неконтролируемое. Также, особенно в случае с пищевыми расстройствами, речь может идти о снижении чувства бессознательной вины, сформированной в раннем детстве при взаимодействии с родителями, которые, например, заставляли подчищать свои тарелки, мотивируя это возможным голодом или нищетой в других семьях, странах и пр.. В целом, излишний контроль со стороны родителей, а также установление завышенных стандартов для своих детей с требованием их выполнения очень часто является причиной формирования зависимого поведения. Система вознаграждения и наказания, лежащая в основе воспитания в таких случаях, может бессознательно порождать у ребенка потребность в создании собственного ритуала – подконтрольного механизма, через выполнение которого достигается снижение внутренней тревоги о собственном несовершенстве и отвержении родителями.

Природа возникновения зависимого поведения – разнообразна и очень интересна для исследования. Этот феномен хорошо изучен и подается эффективному лечению. Формирование нейтральной, уравновешенной позиции – есть одна из ключевых задач психоаналитической терапии.