Найти в Дзене
культшпаргалка

⚔Откуда есть пошёл "Имперский марш" из "Звёздных войн"

Оглавление

Патриарх музыкального Голливуда Джон Уильямс вписал своё имя в историю кинематографа большими золотыми буквами: он создал музыку к самым кассовым фильмам 20 и 21 века: "Челюсти", "Звёздные войны", "Индиана Джонс", "Гарри Поттер", "Один дома", "Список Шиндлера".

Джон Уильямс - голливудское "наше всё"

Пять "Оскаров" и двадцать пять "Грэмми", не считая других наград - грандиозный итог композиторской карьеры. Какой бы рейтинг кинокомпозиторов вы не открыли, Джон Уильямс будет занимать в нём первую строчку.

-2

Его творческий размах фильмами не ограничивается. Уильямс - композитор с серьёзным академическим образованием, кроме саундтреков он написал много концертных произведений, а также сделал достойную дирижёрскую карьеру.

Конечно, Уильямс сильнейшим образом повлиял на киномузыку 20 и 21 века. Но и его собственная музыка без влияний не обошлась, что естественно. Поскольку, во-первых, всё в музыке давно уже сказано, не повторяться практически невозможно. И во-вторых, Уильямс достаточно хорошо образованный и умный музыкант, чтобы не изобретать велосипед.

Три крёстных отца "Имперского марша"

Свой знаменитый "Имперский марш" Уильямс написал в 1980 году к пятому эпизоду "Звёздных войн" - "Империя наносит ответный удар". Это главная тема зла, воплощенная в образе Тёмного лорда ситхов Дарта Вейдера.

-3

Персонаж в духе "умри всё живое". Понятно, какая энергия зла должна быть в его музыке. Она и есть, и производит (особенно вместе с видеорядом) довольно сильное впечатление.

Звучит "Имперский марш", если помните, так:

Две вещи определяют его звучание: зловещий ритм фона и мелодия медной духовой группы, вколачивающая свои стальные гвозди. Где-то мы это слышали...

Рихард Вагнер

Если покопать классическую музыку, то такое - в глобальных масштабах - ЗЛО впервые изобразил в звуках Рихард Вагнер, в своём оперном эпосе "Кольцо нибелунга" (1874).

⭐Почему Вагнер никогда не отдавал своих долгов?

Вагнер, конечно, намного круче Уильямса (и не только его), хоть и не мог похвастаться Оскарами, Грэмми и звездой на Аллее Голливуда. Но это только потому, что в его время ничего этого не было, он, как вы понимаете, жил на сто лет раньше Уильямса.

Этот фрагмент называется "Спуск в Нибельхейм" (там в подземелье нибелунги куют золото - орудие мирового зла). Вагнер поставил в оркестр 15 настоящих наковален, по ним бьют настоящими молотками 15 ударников. Вот где мурашки по коже. До такого даже в Голливуде не додумались.

Марша здесь нет, но общая идея та же. Слушайте с отметки 1:38. Там вы услышите самую раннюю идею "Имперского марша".

У Густава Холста

Густав Холст (это английский композитор, он жил в 1874 - 1934 годах) тоже хорошо знал Вагнера и, возможно, вдохновился его музыкой зла. Во время Первой мировой войны он написал большой симфонический цикл под названием "Планеты" (в США и Европе это популярнейшее произведение). Он начинается с "Марса, предвестника войны".

Это самый очевидный прототип "Имперского марша". Тут и ритм фона, и тема у медных, и даже тональность та же.

У Сергея Прокофьева

Популярный во всём мире "Танец рыцарей" Прокофьева (из балета "Ромео и Джульетта") тоже оставил свой след в "Имперском марше". Здесь та же колоссальная энергия агрессии. И даже основной мотив темы "Имперского марша" можно услышать: в "Танце" Прокофьева есть мелодия, которая тоже начинается с троекратного повторения тромбонами одного звука. В этом ролике с отметки 1:03.

Какие ещё "отзвуки" можно услышать в "Имперском марше" - зависит от вашей личной музыкальной эрудиции.

Что говорил по этому поводу сам Джон Уильямс

Всякие конкретные источники он отрицал и говорил только о том, что он писал музыку в русле голливудских традиций. И вот что он сказал по поводу Вагнера:

"Люди говорят, что они слышат Вагнера в "Звездных войнах", и я могу сказать, что во всяком случае это вышло не преднамеренно. Я, конечно, знаю, что Вагнер оказал огромное влияние на Корнгольда и всех ранних голливудских композиторов. Вагнер живет здесь с нами - от этого никуда не деться”.

Важно! Всё вышеизложенное не имеет никакого отношения к упрёкам в плагиате или заимствовании. Это "корни", традиция или просто то, что непроизвольно и бессознательно может прийти композитору в голову из глубин памяти.

Вылавливать конкретные мотивы из классики можно у Уильямса в других местах. Например, к этому очень располагает саундтрек фильма "Один дома". Там очень остроумная игра с темами Чайковского.

Ещё о музыке в кино:

⭐Что пела Дива Павалагуна в “Пятом элементе”?

⭐Четыре классические мелодии, которые стали популярны благодаря фильмам Стэнли Кубрика

⭐Пять заглавных мелодий из сериалов, которые действуют на нас, как колокольчик на собаку Павлова

⭐Какое мне дело до всех до вас, а вам до меня?

СПАСИБО🌺 за лайки и комментарии!

На любую тему можно найти статьи и музыку на сайте Культшпаргалки.