Продолжаю психологический разбор очень актуального и гениального фильма “Плутовство или Хвост виляет собакой”.
Начало с разбором современной постановки с выборами в США 2020 читайте в предыдущей статье:
"Кто срежиссировал поражение Трампа? Фильм "Плутовство или Хвост виляет собакой" в версии 2020/21 года. Psycho-разбор фильма, часть 1"
Фильм очень наглядно показывает, как с помощью второстепенного (приманки) увести внимание от главного и таким образом добиться своей цели (в данном случае выборы президента).
1. Один из основных стереотипов восприятия недифференцированной эго-массы населения – «по телевизору, в интернете, в новостях всегда освещают реальные события», тогда как по факту стоит думать о том, кому тот или иной инфоповод может быть выгоден. К чему меня побуждает эта информация? Кому это выгодно? Как обстоят дела на самом деле?
2. В фильме использовалось много трюков, которые используют политологи и пиарщики для влияния на массы.
Например, навешивание ярлыков на Албанию (никто до этого ничего не знал про Албанию, и они собрали все стереотипы, чтобы массы поверили, что Албания представляет угрозу, у толпы поднялась тревожность, а по Боуэну толпой с тревожностью управлять легче. Кстати, чем-то напоминает Русофобию).
3. Были задействованы (и сработали!) принципы классической пропаганды: её стало много (газеты, новости, ТВ), она была проста (война в Албании – понятно и рабочему), она была однообразной и излагала факт войны ясно и понятно, она была однозначна (война – это правда, и точка), обращалась к чувствам (ролик с девочкой), была шокирующей (большая ложь, в которую с легкостью поверили).
4. Президент почти не показывался в фильме, его поверенным был персонаж, сыгранный актером Робертом де Ниро, и он принимал все решения. Президент почти не тратил своей энергии на решение этого вопроса, он или те силы, которые стоят за ним, делегировали это Де Ниро и не прогадали. Де Ниро весь фильм спокоен, в его картине мира было возможно все (даже если это убийства или развязывание войны с другой страной). Также у него было проработано ЧСВ, судя по фильму, и он был очень востребован в том, чем занимается. он обратился к шоумену, потому что понимал, что тот справится с поставленной задачей профессионально.
5. Де Ниро использовал в предвыборном пиаре президента такие средства:
«public affairs» - работал с государственными учреждениями (с Белым домом в данном случае и с помощниками президента);
«spin» — раскрутка темы с войной (сначала через вопросы от журналистов, затем через ролик с девочкой и через солдата «в плену»).
«crisis management» - создание «кризиса» в Албании и управление им;
«мessage management» управление восприятием аудиторией посылаемых сообщений.
6. Президент соблюдал правила общения с советниками: доверял и проявлял терпимость к их планам, позволял говорить свободно. Соответственно это позволило ему сохранить свой рейтинг и выиграть выборы.
Если нанимаешь профессионала – нужно уметь ему доверять.
7. Привлечение к постановкам продюсера – мастера использования приемов, которые влияют на эмоции человека. Настоящее шоу (использовалась девочка с котятами, трогательная речь президента, песня, поxороны). Все это влияет на эмоции и очень поxоже на маркетинг. Президент как бренд, как товар, и это очень похоже на то, как крупные корпорации продают свои товары, а люди становятся потребителями по жизни.
8. Продюсера погубила слава к признанию (ЧСВ). Его стереотип – что слава может быть только «в народе». Если бы он остался работать с Де Ниро, то мог бы стать большим профессионалом и получить признание в кругах, которые понимают, что происходит и управляют этим (в том числе выдают столь желанный Оскар).
Признание важно в своей группе, и только тогда появляются новые возможности (карьерные, финансовые).
Разбор как кейс.
Проблема по фильму:
Через 11 дней состоятся выборы президента. Основной кандидат с хорошим рейтингом совершает оплошность (уединяется с дельтапланеристкой в овальном кабинете), эта ошибка разгорается в скандал, который обязательно разлетится по всей стране и займет умы всех граждан. Прогноз ситуации – падение рейтинга президента, повышение рейтинга альтернативного кандидата, основанное на «стойких моральных качествах» и перспектива проиграть выборы.
Задача, которую надо решить:
Ситуация быстро разносится по стране. Необходимо создать информационный повод, перекрывающий собой скандал и переключающий на себя внимание граждан. Одновременно такой повод должен не дать возможности оппонентам вновь переключить внимание на скандал (за счет риска обвинения в непатриотичности, например). В процессе раскручивания повода необходимо дополнительно поднять рейтинг президента за счет «правильных» действий и реакций на стоящие перед страной «вызовы». Кроме того, этот инфоповод должен оттянуть внимание с фигуры альтернативного кандидата.
Сценарий и решения:
1. Необходимо задержать разгорающийся пожар на 1 день, чтобы взять паузу на размышление – президент остается в Китае в связи с болезнью.
2. Создается информационный повод с войной в Албании и бомбардировщиками. То, что поначалу представитель Белого Дома не поддерживает данную информацию – это только подогревает к ней интерес общественности, т.к. в сознании граждан вырисовывается некая «секретная информация», которая захватывает всё внимание. Роль президента сразу переключается на человека, который занимается решением важной государственной задачи.
3. Записывается чувственный ролик об албанской беженке, который воздействует на чувства американцев и закрепляет их внимание на ситуации. А появление этой девочки в аэропорту и обращение к президенту, который со своего плеча отдает ей свое пальто – и вовсе разогревает самые человеческие чувства по отношению к президенту.
4. Оппонент президента, появившийся в эфире, «заканчивает войну» новостью об исчерпании военного конфликта. Ответное действие – «найденный» забытый сержант, оставшийся в Албании (опять же воздействие на чувства граждан). Для убедительности дается множество деталей о номере подразделения и личности сержанта. Кроме того, в массы запускается эмоциональный маячок в форме развешанных башмаков на деревьях. Люди с радостью начинают её поддерживать, тем самым удерживая в фокусе внимания и в фокусе чувств историю с сержантом Башманом и не думая больше ни о чем. Для пущего эффекта запускается песня, формирующая и усиливающая определенные нужные эмоции.
5. Не смотря на возникшие обстоятельства (авария самолета и даже смерть Башмана) – сержант представлен народу как погибший герой страны, а трансляция его похорон убеждает население в важности борьбы с терроризмом («его жертва не должна стать напрасной»). На фоне этого поддержка президента растет, а до выборов остается совсем чуть-чуть, и их итоги предрешены.
Любознательные читатели ставят ❤️
Всегда используй свой см³ шанса и будь победителем по жизни.
↘️ПодПИшИсь - здесь много пользы и пищи для ума↙️
Спасибо за внимание! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить ничего интересного. Я пишу о о жизни такой, какая она есть, без прикас, и как ее вижу я: о психологии, бизнесе, деньгах, спорте и путешествиях. В общем, делюсь пользой с вами.