В черте города Острова, что в Псковской области, два рукава р. Великой образуют небольшой остров. Через них перекинуты уникальные подвесные мосты — два однопролетных цепных моста.
Пролетное строение длиной 93 м 29 см каждого моста состоит из двух несущих полезных цепей, вертикальных подвесок, проезжей части и двух ферм жестокости, служащих для уменьшения прогибов и колебаний моста при прохождении временной нагрузки.
Расстояние между осями цепей — 7,32 м. Цепи переброшены через пилоны, каждый из которых сконструирован в виде двух отдельных каменных столбов не имеющих поперечных связей — распорок.
До сооружения постоянных металлических мостов, сообщение между берегами реки Великой в г.Острове осуществлялось паромами, а также по легкому временному деревянному мосту на козлах. Этот непрочный мост приходилось ежегодно разбирать, к тому же он часто разрушался паводковыми водами.
Несколько проектов нового моста было разработано в период с 1837 года по 1846 года. Но все они были признаны неудовлетворительными. То стоимость высокая, то загромождение русла реки опорами.
Решить таким образом переход можно было только однопролетным мостом. В то время при подобных пролетах наиболее целесообразной была висячая система, и поэтому было «признано наивыгоднейшим и удобнейшим, по местным обстоятельствам, устроить в Острове цепные висячие мосты». (Журнал Главного управления путей сообщения и публичных зданий«, 1854, т.20, с.4.)
Строительство мостов было начато весной 1851 г. и закончено осенью 1853 г. Цепные висячие мосты, как известно, обладают повышенной чувствительностью к колебаниям. Для противодействия этому была предусмотрены специальные деревянные решетчатые фермы жесткости.
Помимо этого был издан специальный свод правил о движении на мостах. В нем, в частности, говорилось, что «во избежание скопления экипажей и народа, проезжающим и проходящим воспрещается останавливаться на мостах», что «езда экипажей по мостам допускается только шагом», что «лошади, быки и коровы проводятся через мосты шагом, не более 50 голов в одно время», а «если бы случились крестные ходы или публичные церемонии, когда бывает большое скопление народа, то переход по мостам допускается не иначе как рядами, и на это время проезд экипажей по мостам прекращается».
Инструкции написаны кровью, как известно. Так и здесь. В 1851 году во Владимире во время крестного хода обрушился новый мост и погибло много людей.
Деревянные фермы жесткости были в 1926 г. заменены на металлические. После ремонта он стал носить имя Парижской Коммуны. В 1944 году, во время освобождения города от немецко-фашистских захватчиков, северный пролет был поврежден. Восстановили его через год.
Это единственные цепные транспортные мосты середины XIX века, сохранившиеся на территории России.
В подготовке материала использовался сайт http://pskovgrad.ru/pskovskaja_oblast/ostrovskijj_rn/40741-cepnye-mosty-cherez-reku-velikuyu.html