Найти в Дзене
Russos

Цепные мосты через реку Великую. Показываю памятник инженерного искусства России середины XIX века.

В черте города Острова, что в Псковской области, два рукава р. Великой образуют небольшой остров. Через них перекинуты уникальные подвесные мосты — два однопролетных цепных моста.

Пролетное строение длиной 93 м 29 см каждого моста состоит из двух несущих полезных цепей, вертикальных подвесок, проезжей части и двух ферм жестокости, служащих для уменьшения прогибов и колебаний моста при прохождении временной нагрузки.

Расстояние между осями цепей — 7,32 м. Цепи переброшены через пилоны, каждый из которых сконструирован в виде двух отдельных каменных столбов не имеющих поперечных связей — распорок.

До сооружения постоянных металлических мостов, сообщение между берегами реки Великой в г.Острове осуществлялось паромами, а также по легкому временному деревянному мосту на козлах. Этот непрочный мост приходилось ежегодно разбирать, к тому же он часто разрушался паводковыми водами.

Несколько проектов нового моста было разработано в период с 1837 года по 1846 года. Но все они были признаны неудовлетворительными. То стоимость высокая, то загромождение русла реки опорами.

Решить таким образом переход можно было только однопролетным мостом. В то время при подобных пролетах наиболее целесообразной была висячая система, и поэтому было «признано наивыгоднейшим и удобнейшим, по местным обстоятельствам, устроить в Острове цепные висячие мосты». (Журнал Главного управления путей сообщения и публичных зданий«, 1854, т.20, с.4.)

Строительство мостов было начато весной 1851 г. и закончено осенью 1853 г. Цепные висячие мосты, как известно, обладают повышенной чувствительностью к колебаниям. Для противодействия этому была предусмотрены специальные деревянные решетчатые фермы жесткости.

Помимо этого был издан специальный свод правил о движении на мостах. В нем, в частности, говорилось, что «во избежание скопления экипажей и народа, проезжающим и проходящим воспрещается останавливаться на мостах», что «езда экипажей по мостам допускается только шагом», что «лошади, быки и коровы проводятся через мосты шагом, не более 50 голов в одно время», а «если бы случились крестные ходы или публичные церемонии, когда бывает большое скопление народа, то переход по мостам допускается не иначе как рядами, и на это время проезд экипажей по мостам прекращается».

Инструкции написаны кровью, как известно. Так и здесь. В 1851 году во Владимире во время крестного хода обрушился новый мост и погибло много людей.

Деревянные фермы жесткости были в 1926 г. заменены на металлические. После ремонта он стал носить имя Парижской Коммуны. В 1944 году, во время освобождения города от немецко-фашистских захватчиков, северный пролет был поврежден. Восстановили его через год.

Это единственные цепные транспортные мосты середины XIX века, сохранившиеся на территории России.

Общий вид на мост.
Общий вид на мост.
Металлическая ферма жесткости.
Металлическая ферма жесткости.
Раздельная конструкция каменных пилонов была для того  времени достаточно смелой и прогрессивной. Отсутствие распорок улучшило  интерьер моста.
Раздельная конструкция каменных пилонов была для того времени достаточно смелой и прогрессивной. Отсутствие распорок улучшило интерьер моста.
Каменный пьедестал над анкерным устоем, где закреплена цепь.
Каменный пьедестал над анкерным устоем, где закреплена цепь.
Пилоны  сложены из тщательно тесаных гранитных блоков, скрепленных  металлическими связями. Один из пилонов со следами пуль и снарядов.
Пилоны сложены из тщательно тесаных гранитных блоков, скрепленных металлическими связями. Один из пилонов со следами пуль и снарядов.
Памятная табличка.
Памятная табличка.
Сейчас по южному мосту разрешен проезд автотранспорта на остров, а северный только пешеходный.
Сейчас по южному мосту разрешен проезд автотранспорта на остров, а северный только пешеходный.
Каждая цепь состоит из двух ветвей,  расположенных друг над другом.
Каждая цепь состоит из двух ветвей, расположенных друг над другом.
Дурацкая традиция портить мосты.
Дурацкая традиция портить мосты.
Береговые  устои мостов заложены на естественных основаниях на «твердом плитном  грунте, оказавшемся на 6,8 м ниже горизонта самых высоких вод».  Подземные части устоев «выведены из отборной бутовой плиты  на гидравлическом растворе причем фундаменты высотою 2,13 м, облицованы  самым крупным булыжным камнем, с околкою лица и постелей и защебенкою  осколками».
Береговые устои мостов заложены на естественных основаниях на «твердом плитном грунте, оказавшемся на 6,8 м ниже горизонта самых высоких вод». Подземные части устоев «выведены из отборной бутовой плиты на гидравлическом растворе причем фундаменты высотою 2,13 м, облицованы самым крупным булыжным камнем, с околкою лица и постелей и защебенкою осколками».
Красота клепки. Сейчас эти технологии почти утеряны.
Красота клепки. Сейчас эти технологии почти утеряны.
Ковка очень грубая.
Ковка очень грубая.
Цепи опираются на вершины пилонов через специальные чугунные оголовки.  Между цепями и оголовками расположены тщательно обточенные чугунные  ролики, обеспечивающие возможность небольшого перемещения цепей.  Благодаря такому подвижному опиранию цепей на пилоны, последние  избавляются от изгибающих усилий, весьма нежелательных для каменной  конструкции. Опорные узлы цепей закрыты декоративными навершиями.
Цепи опираются на вершины пилонов через специальные чугунные оголовки. Между цепями и оголовками расположены тщательно обточенные чугунные ролики, обеспечивающие возможность небольшого перемещения цепей. Благодаря такому подвижному опиранию цепей на пилоны, последние избавляются от изгибающих усилий, весьма нежелательных для каменной конструкции. Опорные узлы цепей закрыты декоративными навершиями.
Более поздний ремонт. Неужели так трудно было имитировать родную балку и клепку?
Более поздний ремонт. Неужели так трудно было имитировать родную балку и клепку?
Стоимость обоих мостов была равна 295 915 р.
Стоимость обоих мостов была равна 295 915 р.

В подготовке материала использовался сайт http://pskovgrad.ru/pskovskaja_oblast/ostrovskijj_rn/40741-cepnye-mosty-cherez-reku-velikuyu.html