У мужчины двое детей – сын и дочь. Жена умерла: сердечница. Дети выросли.
Поговорка гласит, что дочь – чужое сокровище. Вышла замуж и улетела. Вот и его дочь улетела. Причем во Францию. Муж простой рабочий – то ли слесарь, то ли сборщик на конвейере. Они там живут. Дочь, конечно, про родину не забыла. Но у нее семья, да и мужу обещание дала верной быть.
Живут небогато – как все средние люди. Только их детки по-русски не говорят. Мать пробовала их учить, но не получилось. Французский детский сад, затем школа. Друзья, социальные отношения доделали свое дело. От России у них только мать. Да еще несколько слов, типа «мама», «папа», «хлеб», «дедушка».
Русский дед был у дочери пару раз. Погостил. Зять по-русски не говорит, внуки тоже. Улыбаются, головой кивают и руку жмут. Пожил – и домой.
Сын здесь живет. Тоже семья. Только, по словам деда, они уныло живут. С деньгами плохо – пандемия. Ипотека глотку давит, и дышать не дает. Сын пробовал выпивать, но Бог образумил: перестал.
Они с женой иногда «собачатся» по пустякам. Дети это видят. Нет радости. Тусклая унылая жизнь.
Дед сильно переживает. Его дочь закончила университет – французскую филологию. Могла бы здесь научную карьеру сделать, вращаться в интеллигентном обществе. По мнению ее отца, «дамой быть». А живет во французской провинции. Муж простой рабочий. И дочь с университетским образованием тянет лямку обыкновенной жизни, только язык другой. А когда она поступила на первый курс, то вся родня очень радовалась: французская филология!
Его спрашивают: дочь счастлива или нет? Отвечает, что счастлива. Тогда чего еще надо? Какая наука, какое «интеллигентное общество», если ее все устраивает?
Ему, видимо, грустно потому, что она его надежды не оправдала. Он видел ее будущее иным. А тут чужая страна – все чужое: язык, жизненные ценности, религия.
Теперь про сына. Тоже был способным мальчиком. Сейчас с животом, с желтым лицом, скучный и заторможенный.
Дед полагает, что есть одна хорошая сторона: все здоровы. И их дети жизнерадостны.
Если серьезно говорить: а чего еще надо? Сын сам выбрал и желтое лицо, и живот. Люди с меньшим доходом живут активнее и находят радость в жизни.
Каждый выбирает свое.
Мне кажется, противоречие между мечтой и действительностью плохие плоды приносит. Оно не позволяет видеть главное – жизни. Жить надо.