Искусство художественной резьбы по нефриту зародилось в Китае и достигло небывалого совершенства. С глубокой древности из него вырезали шары, расположенные один в другом (см. топик «Дьявольские шары»), прекрасные вазы, посуду, предметы культа, чаши, кубки, пагоды. Из него вырезали бляшки, имевшие хождение наравне с монетами. Парные пластины нефрита служили паспортом для посланцев императора.
Китайский писатель Хиу-Чн приписывал нефриту пять основных достоинств, соответствующих пяти душевным качествам человека: мягкий блеск камня соответствует доброте, прочность напоминает об умеренности и справедливости, звонкость при ударе говорит о значении науки, твердость говорит о мужестве, структура, не поддающаяся подделке, является эмблемой чистоты.
Академик Ферсман назвал нефрит «национальным камнем Китая. Известный как „камень неба“, он ценится выше золота и драгоценных камней. Если в Китае проводят какой-то конкурс, то победитель получит награду из нефрита, занявший второе место – золото, а третье – слоновую кость. «Золото стоит дорого, нефрит же бесценен», — говорят китайцы. В древности некоторые куски нефрита стоили так дорого, что один кусок мог вызвать бесчисленные бедствия, за его обладание боролись, не останавливаясь перед кражей, предательством и даже убийством. Владельцем особенно ценных камней мог быть только император. Государственная печать была изготовлена из нефрита и символизировала легитимность правителя, считаясь Мандатом Неба. Каждый император обладал ею. Это был китайский Святой Грааль.
Императорская печать императрицы Ци Си, изготовленная из нефрита сорта Хотан. Печать квадратной формы увенчана двумя соединенными спинами драконами. На печати вырезаны символы Мира и Щедрости, уравнивающие Небеса и Землю.
Долгое время термином „нефрит“ обозначали два минерала - нефрит и жадеит. Это редкий случай, когда два разных минерала, имеющих разный состав, очень похожи по внешнему виду. Только в 1863 году француз Алексис Damour, обнаружил, что материал, известный как „нефрит“ можно разделить на два различных минерала: жадеит и нефрит. Но и сейчас различие двух минералов могут установить только геммологи. Поэтому употребление термина „нефрит“ для обозначения жадеита (или жада) считается правомерным.
Камнерезные работы китайских мастеров всегда содержали подтекст, выраженный в символических изображениях. Некоторые из древних символических мотивов до сих пор используются в современных резных изделиях из нефрита и жадеита, например:
Цветущий персик — долголетие;
Утка-мандаринка — любовный талисман;
Олень — указывал на благородное происхождение;
Летучая мышь — благословение, удача, счастье;
Рыба — богатство;
Два феникса — процветание;
Лотос — святость.
Фигурка Шу Лао из бело-коричневого нефрита, 18 век.
Шу Лао - бог долголетия. Обычно его узнают по высокому, чересчур большому лбу, символизирующему мудрость, и длинной бороде, символизирующей долгую жизнь. Атрибуты включают персик и посох, оба он символы долголетия, а иногда олень или журавль. Иногда Шу Лао держит свиток в правой руке. Бог долголетия (Шу) наряду с Богом богатства (Лу), Богом процветания (Фу) известны как „три звездных Бога“ или Сань Син.
Резной нефрит 19 века с изображением горы в форме гальки, на лицевой стороне с низким рельефом вырезаны Трехзвездные боги и лежащий олень под сосной, на реверсе — два журавля, один стоящий, а другой в полете, на фоне павильона в тумане облака
Резная фигурка Гуаньинь, коней 19 века. Нежно улыбающаяся Гуаньинь изображена в длинном халате и развевающемся шарфе, с бабочкой в правой руке и веером в левой, камень бледно-лилово-зеленого тона, деревянная подставка, инкрустированная серебряной проволокой
Гуаньинь - божество, выступающее преимущественно в женском обличье, спасающее людей от всевозможных бедствий; подательница детей, родовспомогательница, покровительница женской половины дома.
Ваза „Линчжи“, 17-18 век.
Гриб линчжи используется в традиционной китайской медицине на протяжении более 2000 лет. В «Шиндонг Пао», древнейшем китайском учебнике, говорится: «Ганодерма Линчжи — это чудо жизни, обладающее чудодейственными силами».
Чаша в виде свернутого листа лотоса, 19 век.
Великолепная резная нефритовая ваза с крышкой, 18 век. Ступенчатая крышка увенчана гроздью цветущих цветов лотоса.
Курильница, 19 век. Большой сосуд для благовоний покоится на трех стилизованных лапах. Ручки выполнены в в виде львиных масок, на которых подвешены свободные кольца, куполообразная крышка увенчана свернувшимся львом с львенком.
Резная нефритовая емкость для мытья кисточек „ЛОТОС“ ДИНАСТИЯ ЦИН, 18-19 ВЕК. Композиция сформирована из двух скрученных листьев лотоса, соединенных извилистой сетью связанных стеблей с бутоном лотоса.
В середине феодальной эры в Китае стали появляться крупные изделия из нефрита. Стиль трехмерной резьбы по нефриту называется Шань Цзы. Общие темы Шань Цзы — живописные виды, жизнь растений, традиционные символы, древние известные картины и многое другое. Выбор темы целиком и полностью зависит от формы и очертания, а иногда и цвета исходного камня.
Далее — работы современных камнерезов Китая из различных источников.
Двойная ваза в виде капусты с двумя кузнечиками, которых не так просто разглядеть среди зелени. Капуста и кузнечики олицетворяют процветание, плодородие и изобилие. Современная работа.
Композиция из жадеита „Тыква и птица“, современная работа из полупрозрачного жадеита цвета морской волны, с вкраплениями интенсивного изумрудно-зеленого цвета.
Друзья, если вам интересно, пишите комментарии, ставьте лайки и подписывайтесь - будет много интересного! ПОДПИСАТЬСЯ
Приглашаю всех в мой магазинчик PRIMAVERA на Ярмарке Мастеров!