Перечень великих мужей времен усиления Московского царства, займет не одну страницу. А многих ли женщин мы можем вспомнить?
В домонгольской Руси слабому полу жилось вольготней. Дочери великих князей становились королевами и графинями, жены в отсутствие мужей возглавляли оборону, вели переговоры и принимали послов, вдовы сохраняли власть для юных княжичей.
Ефросинья Полоцкая ушла в монастырь по своей воле и сделалась первой русской паломницей посетившей Иерусалим, ее племянница Звенислава стала первой женщиной-переписчицей книг. Княжна Анна Всеволодовна устроила первую в Европе монастырскую школу для девочек и врачевала страждущих, княжна Ефросиния Суздальская, приняв постриг, прославилась чудесными исцелениями. Про Ольгу Святую даже упоминать не стоит – вы и так все знаете.
#Татаро-монгольское нашествие изменило все. Рассматривая период с 1240х годов до 1680х (регентство Софьи Алексеевны) я не нашла ни одной женщины, которая добилась известности иначе чем через брак и #вдовство. Ни одной сочинительницы, иконографа, богослова, вершительницы судеб – словно их и вовсе не существовало.
В Европе того периода были Матери Церкви, основательницы монашеских орденов, художницы, писательницы и воительницы. На Руси – тишина.
И все же нашлись русские женщины, оставившие следы в истории. Кем они были?
Евдокия Дмитриевна
Самая мудрая и величественная из московских правительниц. Дочь великого князя Суздальского, в 13 лет была выдана замуж за Дмитрия Донского, дабы примирить княжьи рода. Вместе с невестой #Москва получила права на владимирское княжение.
Брак по сговору оказался союзом по любви, прочным и взаимным. Евдокия родила 12 детей, из которых 10 дожили до совершеннолетия. Сыновья выросли смелыми и решительными, дочери мудрыми и красивыми.
Если верить летописцам, беспристрастно упоминавшим всякий порок правителей, великий князь не смотрел ни на одну женщину, кроме жены. #Дмитрий Донской настолько доверял своей княгине, что назначил ее управлять сыновними уделами, собирать налоги и судить преступников.
Мало того, он отделил Евдокии в пожизненное пользование собственный удел – если бы сыновья пошли вопреки воле отца и отказались подчиняться матери, у нее остались бы и земли и средства и подданные.
Безвременная кончина Дмитрия Донского глубоко ранила Евдокию. 38летний князь заболел внезапно, и врачи ничего не смогли сделать – больное сердце.
Летописец приводит слова плача вдовы: Солнце мое, рано ты зашло, месяц мой прекрасный, рано ты померк. Звезда восточная, зачем на запад уходишь?
С 1389 года Евдокия Дмитриевна де-факто была великой княгиней и управляла страной вместе с сыном Василием I, одним из достойнейших лидеров Московии. Она собирала ополчение для обороны от Тамерлана, построила множество церквей, учредила государственный праздник в честь победы на Куликовом поле.
Под женской дланью Московское княжество избежало множества бедствий. Оставив правление сыну и его мудрой жене Софье Витовтовне, в 1407 году Евдокия удалилась в монастырь, где и скончалась вскоре, не дожив до 55 лет.
Анна Васильевна Рязанская
Дочь Василия Темного, правнучка Евдокии Дмитриевны и внучка Софьи Витовтовны, унаследовавшая лучшие черты своих родственниц по женской линии. Самая независимая и упорная из женщин-правительниц допетровской Руси.
Рано лишившаяся отца девочка воспитывалась в семье брата, великого князя Московского Ивана III. Там же рос еще один сирота, сын рязанского князя Василий Иванович. Дети привязались друг к другу, и княгиня Мария, мать Анны, решила их поженить – с политической точки зрения союз тоже выглядел выгодным.
В 1464 году 16летний Василий женился на 14летней Анне и по тогдашним законам стал совершеннолетним. После недолгих колебаний Иван III отпустил молодую чету в Рязань – княжить. Был ли счастливым брак – доподлинно неизвестно, но Анна родила трех сыновей и дочь, часто навещала мать и старшего брата в Москве и не жаловалась на жизнь.
В замужестве она интересовалась лишь детьми, мужем и золотым шитьем для церквей. Вдовство сделало ее великой княгиней.
Василий Иванович внезапно скончался во время церковной службы. Анна приняла власть от имени 16летнего сына Ивана, выбрала ему жену – тихую, кроткую литовскую княжну Агриппину Васильевну. И при живом князе начала управлять Рязанью. Причем делала это мудро, гуманно, и экономически обоснованно.
Анна начала привлекать в город мастеров самых разных профессий – от оружейников и литейщиков до ткачей и иконописцев. Вокруг княгини собралась впечатляющая свита из знатных русских дворян, литовцев и татарских мурз, принявших крещение. Были и европейцы, задержавшиеся при богатом дворе.
Анна Васильевна вела политику, достойную Макиавелли – она одновременно расширяла свои владения за счет заселения полудиких степных земель беженцами из Литвы и поддерживала дружеские связи с Москвой, убеждая брата в полной лояльности. Иван III даже уступил ей Пронское княжество. Стены Рязани крепли, европейские мастера возводили русские церкви, войска укреплялись за счет союзных казаков с Дикого поля.
Безвременная смерть сыновей подкосила Анну, но не остановила – невестка успела родить внука Ивана и княгиня приняла власть уже от его имени. Экономический и политический рост Рязани продолжался все время княжения амбициозной правительницы.
Увы, люди в те времена жили недолго, Анна Васильевна скончалась в 51 год, а внук не отличался и толикой бабушкиной прозорливости. Не прошло и полувека, как Рязань присоединили к московскому княжеству.
Елена Глинская
Вторая жена Василия III пробыла у власти чуть менее 5 лет. И за это время показала себя прекрасной правительницей – провела денежную реформу и реформу уголовного законодательства, начала постройку цепи крепостей для защиты от татарских набегов, сумела договориться с Крымским и Казанским ханствами, заключить мирный договор с Ливонией и даже выиграла войну с Польшей.
Проживи она лет на десять-пятнадцать больше – могла бы прославиться как Екатерина Великая… да и у сына, глядишь, византийская вспыльчивость не переросла бы в безумие.
Судьбы Елены и Екатерины в чем-то похожи, по крайней мере в девичестве – обе родились за границей, обе получили прекрасное образование, знали несколько иностранных языков, любили читать и отличались железной волей. Но Елене в чем-то повезло больше – 45летний князь Василий без памяти влюбился в молодую жену и выполнял все ее прихоти. Ради красавицы он оделся в европейское платье, стал носить алые сафьяновые сапоги и даже сбрил царскую гордость – длинную бороду.
Елена была второй женой – незадолго до свадьбы Василий развелся с Соломонией Сабуровой по причине ее бесплодия. Князю позарез требовался наследник. Но лишь через 4 года, после долгих молебствий молодая жена зачала и родила сына Ивана, будущего Ивана Грозного, здорового и крепкого мальчика. Все сплетни о том, что Елена якобы изменяла старому мужу, отменяются выразительным византийским носом Ивана – точной копией «тарана» его бабушки, Софьи Палеолог.
Второй сын, Юрий, оказался глухонемым и по отзывам современников слабоумным. Через два года после этого Василий III скончался.
Князь оставил сына Ивана на попечение регентского совета из семи знатных бояр. Но не прошло и месяца, как Елена, пользуясь поддержкой митрополита Даниила, рода Шуйских, и фаворита Ивана Овчины-Телепнев-Оболенского отстранила совет от власти, титуловалась государыней великой княгиней и начала править единолично.
Назвать Глинскую кроткой и милосердной мало кто бы рискнул – она ничтоже сумняшеся отправляла в темницу и казнила всех, кто пытался встать на пути у нее и наследника. Андрея Старицкого, брата покойного мужа, по приказу Елены замучили в узилище, Юрий Дмитровский тоже скончался в заключении. Она не пожалела даже родного дядю, когда-то способствовавшего ее замужеству.
К сожалению для государства Российского Елена Глинская умерла в 30 лет, внезапно и без видимых причин. Скорее всего ее отравили – яд в Московском княжестве был в ходу.
Жаль, что рамки статьи ограничены – хочется рассказать и о наследнице византийских императоров Софье Палеолог и о волевой Софье Витовтовне, которая тоже правила единолично, и о Иулиании Александровне, выданной замуж за язычника Ольгерда и ставшей родоначальницей польских королей и литовских князей. Но возможно получится вернуться к теме.
А во второй части статьи вы узнаете о немногих женщинах более скромного происхождения, оставивших след в истории.