Психосоматика, нейропсихология и нейросенсорные связи - то, что делает нас нами. И то, что можно изменить!
Формирование нейронных цепей происходит лишь благодаря активным нейронам
Активно неиспользуемые мозгом нейроны постепенно слабеют уже в 2 года жизни человека. Благодаря этому интеллект хорошо развивается. Как бы странно это не звучало. Когда количество активных нейронов сокращается, ребенок не смотрит рассеянно по всему вокруг, что бывает у только появившихся на свет детей, а опирается на уже сформировавшиеся нейронные связи.
Ребенок двух лет жизни может уже сам концентрироваться на объектах, доставляющих в прошлом приятные чувства, например, это может быть знакомый человек или бутылочка с любимым молоком. Малыш может с предостережением относиться к объектам, вызвавшим у него в прошлом негатив, к примеру, какой-нибудь ребенок-драчун или запертая дверь. Юный мозг может положиться уже на свой маленький жизненный опыт в ситуациях, касающихся удовлетворения потребностей и избегания возможных угроз.
Каким бы образом ни происходило формирование нейронных связей в мозге, человек ощущает их как «истинные»
От 2 до 7 лет мозг продолжает оптимизироваться. Это заставляет ребенка делать соотношение только что приобретенного опыта с уже имеющимся, вместо накопления новых переживаний в каком-либо конкретном блоке. Тесно переплетенные нейронные цепочки и нервные пути – это фундамент интеллекта. Человек формирует их, разветвляя мощные, уже имеющиеся нейронные связи вместо создания новых. Так, к 7 годам ребенок, как правило, видит уже однажды увиденное и слышит то, что уже когда-то слышал.
Можно считать этот процесс отрицательным. Но следует подумать, как все это ценно. Например, родитель соврал малышу 6 лет. Он поверил, так как его мозг с жадностью впитал в себя предложенную информацию. Ребенок 8 лет уже начнет сомневаться в родительских словах, так как сделает сравнение входящей информации со старой, которая у него есть, он не просто ее «проглотит». В восьмилетнем возрасте у человека уже сложнее формируются нейронные цепочки, из-за этого он начинает использовать те, которые у него имеются. Опираясь на имеющиеся нейронные связи, ребенок распознает ложь. Это очень многое значило с точки зрения выживания для очень далекого времени, когда смерть забирала молодых маму и папу, и ребенок с ранних лет привыкал заботиться сам о себе.
В юности создаются определенные нейронные цепи, а уже имеющиеся со временем угасают. Какие-то и вовсе пропадают, будто их и не было. Благодаря этому мыслительный процесс имеет большую результативность и направленность к определенной цели. Разумеется, с годами люди получают новую информацию. Но она локализуются в мозговых областях, где уже есть активные нервные пути. К примеру, если предки родились в племени охотников, то почти сразу же становились опытными охотниками, если в племени землепашцев, то набирали сельскохозяйственный опыт. Так происходила настройка мозга, чтобы выживать в реальной жизни.
Между нейронами, которые применяются активно, выстраиваются новые синаптические связи
У каждого нейрона может быть большое количество синапсисов, так как он может иметь множество отростков или дендритов. Образование новых отростков у нейрона происходит благодаря тому, что его очень хорошо стимулируют электроимпульсы. По мере того, как происходит рост дендритов по направлению к точкам электрической активности, они способны «подойти» так близко, что электроимпульс от других нейронов сможет «перепрыгнуть» через промежуток между ними. Таким образом происходит рождение новых синаптических связей. Когда это случается, человек на сознательном уровне понимает, как связаны 2 идеи, к примеру.
Собственные синаптические связи у самого себя ощутить невозможно, но с легкостью можно разглядеть это в других. «Собачник» смотрит на мир сквозь призму привязанности к собакам. Человек-технолог думает, что всё в этом мире связано с новыми технологиями. Любитель обсудить политическую ситуацию оценивает мир с точки зрения политики. Одни люди смотрят на мир с позитивом, другие – с негативом. Как бы ни формировались нейронные цепи в мозге, человек не ощущает их как огромное количество отростков, которые напоминают щупальца. Человек принимает эти связи за «истину».
Происходит или развитие рецепторов эмоций, или их атрофия
Для пересечения электроимпульсом синаптической щели дендрит с одной стороны должен выбросить химические молекулы, улавливаемые специальными рецепторами другого нейрона. Каждое из нейрохимических веществ, которое вырабатывает мозг, обладает сложной структурой, воспринимаемой лишь одним специфическим рецептором. Структура подходит к рецептору, как ключик к замочной скважине. При захлестывании эмоций происходит выработка большего количества нейрохимических веществ, чем может «поймать» и подвергнуть обработке рецептор. Человек ощущает ошеломление и дезориентировку до того времени, пока мозг не сформирует больше рецепторов. Таким образом люди адаптируются к происходящему.
Когда рецептор нейрона достаточно длительный промежуток времени остается неактивным, он пропадает, уступая место другим необходимым рецепторам. Гибкость – это либо использование рецепторов, либо их потеря. «Гормоны радости» всегда присутствуют в мозге, они ищут «свои» рецепторы. Таким образом человек «понимает» причину своего позитива. Нейрон «срабатывает», так как подходящие молекулы гормонов открывают замок его рецептора. Далее, основываясь на данном нейроне, формируется целая нейронная связь, дающая подсказку, откуда ждать радостных эмоций в дальнейшем.
© Екатерина Тур, 2021-2023. Использование материалов разрешено только при указании ссылки на оригинал статьи и с указанием фамилии и имени автора.