Найти в Дзене
Петр Власов

2МВ: "бронированные самураи"(2)

Оглавление
Все иллюстрации - из открытых источников
Все иллюстрации - из открытых источников

МАЛЫЕ ТАНКИ

Япония избежала почти повального в 20–30‑е годы увлечения безбашенными танкетками, избрав в качестве машин разведки и охранения малые танки. Малые танки по размерам и весу (от 1 до 5 тонн) были равны танкеткам, но их поворотные башни обеспечивали более гибкий и эффективный круговой обстрел, чем оружие в лобовых листах танкеток. Вооружение малых танков было слабым: обычно один, реже два пулемета винтовочного калибра. Пушки, даже самые легкие, как правило, просто не помещались в таких маленьких машинах; редкие в мире модели малых танков с мелкокалиберным пушечным вооружением по своему весу и габаритам уже вплотную приближались к классу легких танков. Тем не менее, японская армия располагала такой моделью – «тип 2597» («Те-ке»).

Малые танки, так же как и танкетки, из-за тонкой брони и низкой огневой мощи мало годились для поддержки пехоты в бою; обычно они применялись только для разведки, связи и охранения воск.

Малый танк «2592» и «2594» («ТК») 1932 г

-2

Конструкция, производство:

Корпус – клепаный, с большим углом наклона лобового листа. Двигатель – впереди, слева от водителя. Башня клепанная, поворотная; пулемет в шаровой установке. Средства связи отсутствовали. Малый танк «2592» (нередко именуется «танкеткой 92 ТК») производился с 1932 г.; в 1934 танк был модернизирован в версию «2594» («94», упоминается также как «Хокай Сенша»). Модернизация заключалась только в изменении подвески ходовой части. Производство завершено в 1937 году; всего построено 823 танка обеих модификаций.

ТТХ:

Вес 3,4 т. Бронирование: лоб корпуса – 12мм, борт – 8мм, корма – 10мм, башня – 10–8мм. Вооружение: 1х6,5-мм пулемет (с 1937 – 7,7-мм пулемет). Двигатель: «94», карбюраторный, 4‑цилиндровый, жидкостного охлаждения; мощностью 32 л.с. Скорость: 40 км/ч. Запас хода: 200 км. Преодолеваемые препятствия: угол подъема – 350, ширина рва – 1,4 м, высота стенки – 0,51 м, глубина брода – 0,6 м. Экипаж: 2 человека.

Боевые качества:

Танк имел довольно высокую маневренность, но был очень тесен. Из-за этого механик-водитель на марше выглядывал из верхнего люка рубки, при этом башню приходилось отворачивать влево. В боевой обстановке водитель в скрюченном положении полностью скрывался в корпусе, а его люк заклинивался повернувшейся вперед башней; в случае поражения и возгорания танка механик был обречен…

Боевое применение:

Впервые «2592» использованы в 1937 при штурме Шанхая. После этого малые танки «92» и «94» до 1943 г широко применялись в Северном Китае, в Бирме и Малайе.

Малый танк «2597» («Те‑ке») 1937 г.

-3

Конструкция, производство:

Корпус – клепаный, двигатель – сзади, трансмиссия впереди. Башня клепанная, поворотная, пушечная. Средства связи отсутствовали. Малый танк «2597» выпускался с 1937 по 1942 г для замены «2594»; произведено около 600 шт.

ТТХ:

Вес 4,8 т. Бронирование: лоб корпуса – 12мм, борт – 16мм, башня – 12мм. Вооружение: 1х37-мм пушка «Тип 94» (но на машинах, выпускавшихся во время войны, добавили спаренный с пушкой 7,7-мм пулемет). Двигатель: «Икегаи», 4‑цилиндровый, дизельный, воздушного охлаждения, мощностью 65 л.с. Скорость: 40 км/ч. Запас хода: 250 км. Преодолеваемые препятствия: угол подъема – 350, ширина рва – 1,6 м, глубина брода – 0,8 м. Экипаж: 2 человека.

Боевые качества:

Неплохой разведывательный танк (если не считать отсутствия средств связи), «Те-ке» имел довольно высокую маневренность, но тоже был очень тесен. И на этой машине сохранилась проблема заклинивания люка механика-водителя повернутой вперед башней, что в случае возгорания танка приводило к гибели водителя. Одноместная башня требовала отвлечения командира от наблюдения за местностью для обслуживания орудия, что затрудняло выполнение его основных обязанностей. Так же бедой «Те-ке», как и другой японской бронетехники, было отсутствие смотровых приборов, поскольку открытые смотровые щели создавали большой риск поражения экипажа свинцовыми брызгами или даже случайными пулями.

Боевое применение:

Малые танки «2597» широко и активно использовались в боях в Северном Китае, в Бирме, Малайе и на островах Тихого океана вплоть до конца войны. Обычно «Те-ке» применялся для разведки, связи и охранения, но высокие для своего класса характеристики позволяли порой использовать его и для поддержки пехоты – в тех местах, где не могли пройти более крупные танки. Помимо этого, как и большинство малых танков, он часто использовался в роли бронированного тягача.

ЛЕГКИЕ ТАНКИ

Легкие танки в 30-е годы во всех армиях мира составляли основу танковых парков. Это было обусловлено тем, что из-за малой металлоемкости небольших машин и возможности использовать в них автомобильные узлы и агрегаты легкие танки были относительно дешевы и просты конструктивно. В результате производство легкой бронетехники оказалось по силам не только ведущим мировым державам, но и странам, не входившим в число экономических лидеров – таким, как Япония.

Легкие танки отличались от малых более тяжелым весом (от 5 до 15 т), и всегда были башенными (иногда даже двухбашенными). Они имели не менее двух пулеметов, а чаще – пулемет и пушку малого калибра (от 20 до 45 мм). Главным назначением легких танков в 30-е годы считалось сопровождение наступающей пехоты, но в ходе 2-й мировой войны эта функция перешла к более тяжелым машинам, а легкие танки занялись разведкой и охранением – наряду с малыми танками. Однако так было в европейских армиях; в японских же войсках легкие танки продолжали заниматься сопровождением пехоты до самого конца войны.

Легкий танк «2592» («Кай Сенша») 1932 г.

-4

Конструкция, производство:

Корпус – клепано-сварной, двигатель – сзади, трансмиссия впереди. Башня клепано-сварная, поворотная, пулеметная. Средства связи отсутствовали. Легкий танк «2592» (не путать с малым танком «2592») выпускался с 1932 по 1935 г; произведено 167 шт.

ТТХ:

Вес 3,5 т. Бронирование: корпус – 6мм, башня – 6мм. Вооружение: 2х6,5-мм пулемета (расположенные двухъярусно). Но с 1937 на части машин в корпусе вместо пулемета устанавливали 13-мм пулемет или 20-мм пушку. Двигатель: «Мицубиси», 6‑цилиндровый, карбюраторный, воздушного охлаждения; мощностью 45 л.с. Скорость: 40 км/ч. Запас хода: 100 км. Преодолеваемые препятствия: угол подъема – 300, ширина рва – 1,6 м, глубина брода – 0,8 м. Экипаж: 3 человека.

Боевые качества:

Танк создавался как «кавалерийская боевая машина»; по весу «Кай Сенша» находился на границе между легкими и малыми танками (танкетками), но по назначению он являлся легким. Несколько более громоздкий, чем его малый «тёзка» «ТК», легкий «2592» имел слишком тонкую броню, но более высокую огневую мощь.

Боевое применение:

Несмотря на то, что легких танков «2592» («Кай Сенша») было выпущено около полутора сотен, в Северном Китае в 1937 их применяли не слишком активно: выяснилось, что эти танки в боях менее эффективны, чем малые «94». К началу 2-й мировой войны «Кай Сенша» вообще устарели; в боях на Тихоокеанских островах они не использовались, так как все имевшиеся в строю машины находились в составе Квантунской армии и базировались на Манчжурию и Корею. Применение же легких «2592» в боях против Красной Армии в 1945 было коротким: эти «консервные банки» были просто неспособны противостоять советским Т-34 и ИС-2…

Легкий танк «2595» («Ха‑го») 1935 г

-5

Конструкция, производство:

Корпус – клепаный, двигатель – сзади, трансмиссия впереди. Башня клепано-сварная, поворотная, пушечно-пулеметная. Средства внешней связи отсутствовали; внутри танка экипаж переговаривался по трубе. Легкий танк «Ха-го» разработан в 1935, выпускался с 1936 по 1943 г.; произведено 2.348 шт.(самый массовый танк Японии).

ПРИМЕЧАНИЕ: здесь приведена цифра изготовленных «Ха-го» по японским источникам; американские же утверждают, что «Ха-го» было выпущено всего 1.161 шт.

ТТХ:

Вес 7,4 т. Бронирование: корпус – 6-12мм, башня – 12мм. Вооружение: 1х37-мм пушка «94», 2х6,5-мм пулемета (один в лобовом листе корпуса, второй – справа сзади в башне, отдельно от пушки). С 1938 на танк ставили более длинную 37-мм пушку «97» и пулеметы калибра 7,7-мм. Двигатель: «Мицубиси» А6120 VD, 6‑цилиндровый, дизельный, воздушного охлаждения; мощностью 120 л.с. Скорость: 45 км/ч. Запас хода: 210 км. Преодолеваемые препятствия: угол подъема – 300, ширина рва – 2,0 м, глубина брода – 1,0 м. Экипаж: 3 человека.

Боевые качества:

Танк был до примитивности прост в изготовлении, эксплуатации и ремонте, чем и нравился японским танкистам. Он был способен вести бой вместе с пехотой, конницей, а также средними танками, сохраняя при этом высокую скорость движения.

В 1937-38 гг в боях против китайской армии «Ха‑го» показал себя неплохо. Но летом 1939 года бои против советской бронетехники на Халхин-Голе показали такие недостатки «2595», как слабая бронезащита, большое «мертвое пространство» при стрельбе, неудовлетворительный обзор. Теснота боевого отделения, отсутствие специальных средств наблюдения и связи, разнесенная установка в башне пушки и пулемета сильно затрудняли работу командира, действовавшего в одиночку. Открытые смотровые щели были причиной частых ранений экипажа свинцовыми брызгами.

Боевое применение:

В Китае в 1937-1938; на Халхин-Голе в 1939; на Тихоокеанских островах с декабря 1941. Танки «Ха-го» для поддержки придавались пехотным дивизиям, специальным военно‑морским десантным отрядам, ими комплектовались отдельные легкотанковые роты и разведывательные роты. Легкие танки «95» были самыми распространенными и наиболее активно использовавшимися танками японской армии. Они воевали на Гуаме, Тараве, Макине, Окинаве, Филиппинах, в Малайзии, а в 1945 – в Манчжурии против советских войск.

Примечание:

На базе «Ха-го» путем некоторого усовершенствования уже имеющейся конструкции были разработаны несколько новых версий танков: «98» («Ке-ни»), «тип 2» («Ке-то»), «тип 3» («Ке-ри») и «тип 4» («Ке-ну»). Однако все эти версии строились только небольшими опытными партиями в несколько машин (самой «массовой» была версия «98», состоявшая из 22 танков). Эти разновидности танка «Ха-го» мало отличались от него характеристиками, и из-за своей малочисленности практически никакой роли в войне не сыграли, а потому рассматриваться здесь не будут.

ПЛАВАЮЩИЕ ТАНКИ

Островная Япония, собиравшаяся вести боевые действия на островах Тихого океана, не могла не заняться разработкой плавающих танков, способных поддержать высадку морских десантов на вражеское побережье. Такие работы велись в Японии с конца 20-х годов, и до начала 2-й мировой войны японцами была создана целая серия опытных плавающих танков, правда, в основном неудачных. Однако в 1941 при поддержке и финансировании флота фирма «Мицубиси» смогла разработать на базе легкого танка «Ха-го» вполне приемлемый плавающий танк «Ка-ми», который и стал в 1942 основным видом бронетехники, поддерживавшим высадку японской морской пехоты на тихоокеанские острова.

Плавающий танк «Тип 2» («Ка‑ми»)

-6

Конструкция, производство:

Плавающий танк «Ка-ми» создан на основе легкого танка «Ха-го» путем сварной герметизации корпуса и придания ему коробчатой формы с развитыми надгусеничными нишами. Лобовой лист был спрямлен, выхлопная труба двигателя выведена на крышу моторного отделения. Над башней поставили щиток, защищавший люк от брызг, а над двигателем установили обтекаемый воздухозаборный короб, защищенный от брызг крышкой. Для придания танку плавучести спереди и сзади на зажимах крепились металлические понтоны, придававшие корпусу обтекаемую «кораблеобразную» форму. Это обеспечивало хорошую мореходность и остойчивость даже при заметной качке. На берегу понтоны легко сбрасывались без выхода экипажа из машины. Движителем на воде служили два гребных винта, установленных под днищем в кормовой части и имевших привод от двигателя танка. Танк производился с 1942 по 1945 г; всего выпущено 182 экземпляра.

ТТХ:

Вес 12,5 т (с понтонами). Бронирование: лоб корпуса – 16мм, борт – 14мм, башня – 14мм. Вооружение: 1х37-мм пушка «тип 1», 2х7,7-мм пулемета (один в лобовом листе корпуса, второй – в башне, спарен с пушкой). Двигатель: дизель «Мицубиси» 6‑цилиндровый, воздушного охлаждения, мощностью 120 л.с. Скорость: 37 км/ч (на плаву – 10 км/ч). Запас хода: 170 км. Экипаж: 5 человек.

Боевые качества:

Танки оснащались радиостанцией и ТПУ (танковым переговорным устройством). Существенным недостатком «Ка-ми» было то, что для выхода громоздкого из-за пристегнутых понтонов танка на берег ему требовалось пологое дно (хотя некоторый наклон нижней ветви гусеницы способствовал выходу и на относительно неровный берег). Положительным качеством было то, что носовой понтон после сбрасывания распадался и не загораживал танку путь. С 1943 года выпускался улучшенный вариант «Тип 2» «Ка‑ми», отличавшийся важной возможностью управления танком самим командиром из своей командирской башни (благодаря установленным позади винтов рулям, связанным стальными тросами со штурвалом в башне). По боевым возможностям в сухопутном бою избавившийся от понтонов «Ка-ми» вполне соответствовал своему прародителю «Ха-го».

Боевое применение:

Плавающие танки «Ка-ми» впервые были применены японцами в конце 1942 г на Гуадалканале; затем они сражались на Маршаловых, Марианских островах, и на острове Лейте.

2МВ: "бронированные самураи" (1)

2МВ: "бронированные самураи" (3)

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх». И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить следующие статьи…