Просто удивительно, сколько разных фильмов можно снять по мотивам одного короткого рассказа! Фильм 2008 года (режиссер Айвон Зуккон, производство Италия) снят по мотивам рассказа Лавкрафта "Сияние извне" в жанре ужасов.
Немного о сюжете. Италия, 1943 год. Идет война, в итальянской деревне хозяйничают немцы. Но события фильма происходят не в деревне. В поле нашего зрения две семьи фермеров: дед Джованни с внучкой Анной (актеры Джерри Шэнхэн и Элинор Джеймс) и семья Пьетро - жена Лючия и её младшая сестра Аличе ( Майкл Сигал, Дэбби Рошон, Марисья Кэй).
Соседи поддерживают дружеские отношения и помогают друг другу. Брат Лючии, воюющий в Африке с англичанами, является женихом Анны.
Фильм идеально выдержан в духе времени, создается ощущение, что его снимали в середине прошлого века. Ферма Пьетро еле-еле сводит концы с концами, земля не радует щедрыми дарами, зато требует постоянного тяжелого труда.
Младшая сестра Лючии немая и отстает в развитии. Однажды Аличе пошла на колодец и нечаянно утопила ведро. Пьетро стал доставать ведро багром и в этот момент вода забурлила и стала дурно пахнуть.
Несмотря на запах и странное голубое свечение по ночам, вода в колодце оказалась кристально чистой и приятной на вкус. С этого дня все стало меняться. В отличие от первоисточника и версии 1987 года, в этом фильме сначала все было хорошо.
На огороде созрел невиданный урожай овощей и их можно было использовать в пищу, хотя овощи имели слабый горьковатый привкус. Люди тоже стали меняться. Немая Аличе начала разговаривать и резко поумнела. Практически стала здоровым взрослым человеком, хотя до 22 лет вела себя, как ребенок.
У Пьетро перестало болеть колено, которое сильно его беспокоило. Только Лючии не повезло. Очень скоро она стала совершать безумные поступки, такие, что мужу пришлось её запереть, пока она не навредила себе и своей семье.
Болезнь Лючии похожа на одержимость, но приглашенный священник им помочь не смог. В фильме много странных моментов. Например, Аличе столбом стоит у колодца и пялится в воду. Теперь это её любимое времяпровождение.
В это момент Пьетро выходит из дома и кричит ей:
-Оставайся там, тебе нельзя видеться с сестрой!
Заметьте: сестра находится на чердаке. Так зачем Аличе должна торчать ночью у колодца? У неё вроде бы есть своя отдельная комната. Разве не логичнее было бы отправить её в комнату и уложить спать?
Еще момент. Сосед Джованни приглашает Пьетро пожить на его ферме. А почему бы и нет? Но Пьетро отказывается. Тогда Джованни говорит, что вода в их единственном колодце отравлена и её нельзя пить.
-Нет, - возражает фермер, - с водой все в порядке.
Откуда вдруг такая уверенность? Анализ воды никто не делал.
Сюжет фильма мрачный и запутанный. Реальность переплетается с кошмарными снами. Даже соседка Анна, хотя она не ходила на ферму Пьетро и тем более, не пила там воду, начинает видеть кошмары. А потом её посещают слуховые и визуальные галлюцинации.
Как я убедилась, общего с другими экранизациями мало.
Другие экранизации рассказа:
"Умри, монстр, умри" 1965
"Проклятие" 1987
"Цвет" 2010
"Цвет из иных миров" 2019
Я даже не знаю, стоит ли вообще сравнивать эти фильмы и думать, какой из них лучше? Они все по-своему хороши. Если вы поклонник творчества Лавкрафта, то вам понравится фильм 2008 года, о котором я сейчас рассказываю.
Актеры хорошо играют, отлично передают ощущение безысходности, обреченности и непонимания. Им веришь и сочувствуешь. Фильм атмосферный, настроение ужаса обволакивает постепенно, по нарастающей. Сюжет затягивает, завораживает и пугает.
Приятного просмотра!
***