Начало этой истории было вдохновляющим. Первый царь Израиля, избранный Самим Богом целиком соответствовал самым глубоким представлениям его подданных. Красивый, из богатой и знатной семьи, воинственный и непокорный. Все это сулило и давало надежду на избавление от филистимского гнета, много лет не дававшего покоя населению и опустошающего страну.
Саул, так звали этого человека, был весьма незаурядной личностью. Привычки сформировали его характер, в котором чувствовалось властолюбие и потакание своим излюбленным слабостям. Само его имя означало "желанный" или "испрошенный". Видимо привыкший к всеобщему вниманию, когда казалось, что все для него, он возможно и не подозревал, какую злую услугу окажет все это в будущем.
Ну а в данный момент, пророк Самуил выливал чащу с елеем ему на голову и помазывал его в цари и освободители израильского народа. Кстати сказать, само понимание Мессии постепенно вырисовывалось именно из этого обряда помазания, что в свою очередь рождало в народе ожидание Великого Помазанника Божьего.
Трудно сказать, почему Бог остановил Свой выбор на этом человеке, подозреваю, что это был скорее урок для народа и очевидность ошибочного желания иметь царя. Как я уже сказал, царь целиком соответствовал ожиданиям и представлениям обывателя. Это потом, спустя много лет, когда Самуил будет помазывать в тайне другого, появится знаменитая фраза "Человек смотрит на лице, а Бог смотрит на сердце", а сейчас, что то говорить и делать было бесполезно.
В начале своего правления Саул предпринял ряд успешных шагов, выдворил из страны вызывателей мертвых и различного рода гадателей, которым под страхом смерти было запрещено вести свою деятельность на территории Израиля. Победа над аммонитянами и филистимлянами укрепило в сознании людей позицию Саула, и его будущее выглядело вполне определенным.
" И пошел весь народ в Галгал, и поставили там Саула царем пред Господом в Галгале, и принесли там мирные жертвы пред Господом. И весьма веселились там Саул и все Израильтяне." (1Цар. 11:15)
Переломным моментом в царствовании Саула можно считать один, на первый взгляд непримечательный случай.
"И собрались Филистимляне на войну против Израиля: тридцать тысяч колесниц и шесть тысяч конницы, и народа множество, как песок на берегу моря; и пришли и расположились станом в Михмасе, с восточной стороны Беф-Авена. Израильтяне, видя, что они в опасности, потому что народ был стеснен, укрывались в пещерах и в ущельях, и между скалами, и в башнях, и во рвах; а [некоторые] из Евреев переправились за Иордан в страну Гадову и Галаадскую; Саул же находился еще в Галгале, и весь народ, бывший с ним, находился в страхе. И ждал он семь дней, до срока, [назначенного] Самуилом, а Самуил не приходил в Галгал; и стал народ разбегаться от него. И сказал Саул: приведите ко мне, что [назначено] для жертвы всесожжения и для жертв мирных. И вознес всесожжение. Но едва кончил он возношение всесожжения, вот, приходит Самуил; и вышел Саул к нему навстречу, чтобы приветствовать его. Но Самуил сказал: что ты сделал? Саул отвечал: я видел, что народ разбегается от меня, а ты не приходил к назначенному времени; Филистимляне же собрались в Михмасе; тогда подумал я: „теперь придут на меня Филистимляне в Галгал, а я еще не вопросил Господа ", и потому решился принести всесожжение. И сказал Самуил Саулу: худо поступил ты, что не исполнил повеления Господа Бога твоего, которое дано было тебе, ибо ныне упрочил бы Господь царствование твое над Израилем навсегда." (1Цар.13:5-13)
Это можно считать первым шагом на пути приведшим царя к последующей гибели. Человеку, впервые читающему библейский текст эта история может показаться малозначительной или вообще непонятной. Действительно, что такого совершил Саул не дождавшись Самуила и принеся жертвы. Его можно понять, народ разбегается перед лицом вражеской армии, уверенности в победе нет, пророк опаздывает и не приходит. Нетерпение достигло своего предела и Саул решился на такой отчаянный шаг, на который в принципе не имел какого либо права.
Действия царя лежат в одной плоскости с тем, что сделала Ева, когда отведала плод с запретного дерева, его действия подобны приношению Каина, решившего, что он лучше понимает суть божественного благословения и спасения. Это очень тонкий и коварный шаг, думать о себе более, чем есть на самом деле. Самоуверенность Саула в данном случае была проявлена самым ярким образом.
Следующим шагом на пути к падению, стал случай когда Саул вновь по своему интерпретировал повеление Божие уничтожить вражеский город вместе со всеми его жителями и скотом. Пожалев лучших представителей крупнорогатых, пожалев царя и знатных граждан для удовлетворения собственного самолюбия, Саул вновь оказался в ситуации, когда его противление проявило себя. Самуил так охарактеризовал поступок Саула
"И отвечал Самуил: неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов; ибо непокорность есть [такой же] грех, что волшебство, и противление [то же, что] идолопоклонство; за то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем." (1Цар. 15:22-23)
Апогеем истории царствования Саула становится его отчаянная попытка узнать исход битвы у волшебницы, поставив тем самым точку в своем противлении Богу. Обратившись к той, кого он когда то изгнал из страны, Саул в своих метаниях оказался один на один со смертью. В битве произошедшей на следующий день царь погиб вместе со своим сыном.
Эта история заслуживает внимательного прочтения и осмысления, думаю она содержит гораздо больше деталей, чем затронуты в данный момент.