Пантеон, часто называемый не иначе как «храм всех богов», считается одним из ярчайших и известнейших примеров древнеримской архитектуры. И если его архитектурные особенности к настоящему времени изучены уже вдоль и поперек, то первоначальный символизм до сих пор вызывает множество вопросов.
Но был ли Пантеон действительно храмом всех богов или это исключительно образное понятие?
Следует отметить, что само слово «пантеон» имеет греческое происхождение и обычно переводится именно как «храм всех богов» или «всебожественный».
Первоначально Пантеон был храмом, посвященным божествам исключительно римской религии и по словам римского консула и историка, автор часто цитируемой «Римской истории» Диона Кассия (вторая воловина II – первая треть III века), в храме было много статуй, начиная от таких известных богов, возглавлявших римский пантеон, как Марс (бог войны), Квирин (отец Ромула и Рема), Юпитер (бог неба, света, грозы и в целом отец всех богов) до родовых божеств знатных патрицианских родов. Например Юлия (согласно легенде, произошедшего от самой богини Венеры) и божественного Юлия Цезаря.
Но предположить, что в Пантеоне можно было разместить статую кого угодно, имеющего божественное происхождение, в корне неверно.
Особо примечательно, что согласно Диону Кассию, даже император Октавиан Август не согласился с предложением своего сподвижника Марка Випсания Агриппы добавить внутрь Пантеона собственную статую, согласившись лишь на статую при входе. Поэтому вход в Пантеон долгое время охраняли с обеих сторон статуи Августа и Агриппы, что вероятней всего соответствовало республиканскому паритету властей и весьма символически подтверждало право Агриппы в качестве потенциального наследника Августа.
Вместо императорского культа, который долгое время не осмеливались показать столь божественным как таковым, римские правители передерживались более широкого и нейтрального культа — культа всех богов, но долгое время исключительно богов римских.
Местом всеобщего почитания как таковым Пантеон стал лишь при императоре Адриане (117 — 138). Адриан, политика которого столь сильно отличалась от завоевательных принципов Траян был императором-космополитом, много путешествовавшим по Востоку и считавшимся большим почитателем греческой культуры. Благодаря этому именно при Адриане Пантеон начал становиться именно храмом всех богов, своего рода вселенским, пригодным даже для тех, кто поклонялся как «старым», так и «новым» богам Римской империи или знал их под другими именами.
Если Вам понравилась статья, ставьте «лайк» и присоединяйтесь к нашему каналу, чтобы не пропустить новые публикации.