А теперь о самом (для меня) поразительном месте Андалузии, поскольку, хоть человек велик и талантлив, но с творцом-природой сравниться тяжело. А когда природа и люди делают что-то вместе и делают это хорошо, тогда и появляются настоящие шедевры. И хоть очень сильно впечатлили меня дворцы, церкви и каменные кружева Гранады и Севильи, но от этого места я испытала самый настоящий шок.
Что такое Caminito del Rey? Это Королевская дорога (или тропинка), которая к королю имеет самое малое отношение – он был здесь один раз в 1921 г., когда открывал ее для публики. А делали ее для доступа рабочих и материалов между двумя строящимися гидроэлектростанциями, а именно Сальто-дель-Чорро (водопад Чорро) и Сальто-де-Гайтенехо (водопад Гайтенехо). Проходит она в каньоне реки Гуадальорсе, ширина которого в некоторых местах составляет всего 10 м и достигает глубины 700 м.
Новаторский проект по использованию 100-метрового перепада в реке Гуадалхорсе потребовал строительства небольшой дамбы, канала, арочного акведука через ущелье и 1400 м туннелей для аква-каналов.
Работа была очень сложной. Популярные (но, правда, неподтвержденные) истории утверждают, что на самые опасные участки отправляли осужденных, в том числе приговоренных к смертной казни.
К 1980-м годам дорога пришла в упадок и была закрыта для публики. Это не остановило тех, кто живет с девизом «Слабоумие и отвага», и Caminito del Rey стала известна как «самый опасный путь в мире» или даже «путь смерти». В 1990-е годы было несколько падений со смертельным исходом. После этого власти полностью удалили первые 30 м дорожки рядом с железнодорожным мостом, что сделало невозможным добраться «пешком» до пути. Местные альпинисты были решительно настроены продолжать движение по тропе, проложили страховочный трос и выступали в качестве неофициальных гидов, проводя по ней посетителей.
Власти много раз обещали восстановить дорогу и, наконец, она была реконструирована и вновь открыта 28 марта 2015 года. Маршрут и дизайн нового пути максимально приближены к старому пути 1921 г.: секции дощатого настила и простое металлическое ограждение высотой 1,2 м. Чуть ниже иногда виден «старый» путь.
Общая протяженность маршрута составляет 8,1 км, а прогулка занимает не менее 3 часов, а с учетом фотографирования еще больше.
На сайте Caminito пишут, что хотя тропу называют «самым страшным путем в мире», она совершенно безопасна, но не рекомендуется для людей с головокружением. Тем не менее, хотя там все и безопасно, при плохой погоде тропу закрывают. И хотя может светить солнышко, но ее все равно закроют, если будет дуть сильный ветер. А почему это делают, мы смогли проверить на собственной шкуре, поскольку есть на тропе место, где реально сдувает.
И вот здесь проблема. Билеты на тропу (10 евро) покупаются онлайн заранее, месяца за 2-3, поскольку место очень популярное. Покупаются они на определенный день и час, чтобы регулировать количество народа на тропе. Но если погода испортится, тропу просто закроют. Так и случилось, и за день до нашей поездки мне пришло СМС на испанском, которое мой переводчик перевел так: «Завтра ходок короля откроет свои двери, но перед возможностью закрытия плохих погодных условий, предлагается возможность выкупить свой вход на другой день. Для этого введите штрих-код в этой ссылке. Большое спасибо.» Мило. Тем более, что это был наш предпоследний день в Испании. Дальше я долго лазила по сайту по всяким форумам, и поняла, что с утра вроде прогноз нормальный, а закроют тропу именно в 12 ч, то есть на наш сеанс. Перенести наш «вход» мы уже никуда не могли, и решили на свой страх и риск ехать на более ранний сеанс. К счастью, нас пропустили. В общем, если вам очень хочется попасть на тропу, то, наверное, лучше планировать ее посещение в начале поездки, чтобы была возможность ее перенести.
Количество посетителей ограничено, чтобы не было слишком многолюдно и еще до эпидемии мы видели здесь такой знак.
Маршрут идет с севера на юг и только в этом направлении. Обратно, если вы приехали на машине и оставили ее у начала, можно доехать на автобусе. Если же нет, то рядом с конечной точкой станция железной дороги Эль-Чорро с поездами до Малаги.
Машину можно припарковать платно у ресторана El Mirador Ardales, а можно проехать дальше и встать бесплатно на обочине, если, конечно, будут места.
До точки начала пути еще нужно добраться пешком. Это либо 2,5 км от официальной отправной точки, которая находится там, где проселочная дороге MA-444 пересекает плотину Конде-де-Гуадальхорсе. Рядом - популярный придорожный ресторан " Эль Киоско ", и можно попасть на тот же основной путь; пройдя через небольшой туннель справа от ресторана.
Не знаю, насколько красив этот путь, но представляя себя, что самая главная красота ждет нас на самом Caminito, мы решили сократить и пошли по короткому пути 1,5 км через Tunel Largo. (36°55'47.7"N 4°48'02.1"W). Туннель короткий всего 100 м.
Еще на этом пути будет один коротенький туннель Tunel de los Tafonis, а за ним вот такие милые пещерки.
Но вот мы добрались до входа на тропу, там проверяют билеты и выдают каски – необходимая мера, ведь камушки в горах могут упасть в любой момент. Да, и здесь последний туалет, на тропе их нету. И никаких киосков тоже, так что воду приносим с собой.
Дальше немного истории и описания маршрута с официального сайта Caminito. Я, к сожалению, нашла эту информацию уже только сейчас, когда писала про тропу, может кому-то она позволит увидеть больше)
Как только вы начнете прогулку, вы пройдете мимо старой гидроэлектростанции Гайтанехо, построенной в 1927 году, это одна из старейших в Испании.
Плотина Гайтанехо, ее высота 20 м, длина 55 м, сегодня водохранилище используется только для хранения воды, а не для выработки гидроэлектроэнергии. Имя Гайтанес или Гайтано относится к бородатым стервятникам, которых часто можно увидеть над головой.
Тропа спускается на несколько ступенек и идет вдоль долины Ойпен к входу в ущелье Гайтанехо, где находятся руины небольшой плотины Камбутас. У входа в ущелье также можно увидеть старую плотину Чорро. Именно здесь находилась электростанция 1904 года, прежде чем она была заменена электростанцией на плотине Гайтанехо.
На другой стороне реки установлены памятные доски, которые отмечают уровень воды, достигнутый во время нескольких исторических паводков
Мостки на тропе сначала (в 1907 г.) были деревянные, потом в 1927 их заменили бетонными плитами со стальными поручнями на кирпичных столбиках, часть из которых были прикреплены к стене ущелья над головой, образуя арку. После ремонта 2015 г. настил опять сделали деревянным, а поручень - как мило сказано на сайте - умышленно ненавязчивым, состоящим из трех нитей проволоки из нержавеющей стали, видимо, чтобы лучше воспринимать хрупкость конструкции и высоту ущелья))
Крепления для старинных фонарей ночного освещения
После выхода из первого каньона Гайтанехо тропа спускается почти к реке в месте, которое называется Лугар-дель-Сото. Дорожки здесь очень извилистые, и лестница называется Масляной из-за ее волнообразной формы.
Глядя на другую сторону долины, можно увидеть железную дорогу. Эта железнодорожная линия Кордова - Малага была построена между 1860 и 1866 годами. Она использовалась всеми экспрессами, пока в 2007 г. не была открыта линия AVE
Рельеф района, по которому должны были проложить железную дорогу, очень пересеченный, что потребовало серьезных инженерных работ, особенно в районе Эль-Чорро, с многочисленными туннелями, виадуками и мостами. В 1866 году были завершены 192 км, включая 17 туннелей, 8 виадуков и 19 мостов,
Здесь есть небольшой мост Пуэнте-дель-Рей, сделанный с использованием тросов, поддерживающих бетонную платформу (отсюда и не очень точное название «Натяжной мост»).
Мост был единственным способом доступа к железнодорожной линии там, где раньше была остановка (небольшая платформа). Согласно некоторым источникам, король Альфонсо XIII пересек мост здесь после того, как высадился из поезда в день открытия. Раньше на мосту были перила.
Долина Хойо VALLE DEL HOYO
Здесь в отличие от крутых склонов каньона – роскошь тропических зарослей и настоящий затерянный мир, окруженный со всех сторон высокими горами.
Справа в акведуке течет вода. Пить ее, к сожалению, нельзя, но в некоторых местах можно умыться.
Здесь растет лес из Алеппской сосны и средиземноморские виды кустарников, такие как розмарин, фисташка, майоран.
Заброшенный дом Каса-дель-Хойо. Владельцы его жили за счет натурального хозяйства, разводили коров, кур, свиней, коз и овец и также делали сыр. В конце 70-х годов дом был заброшен и стал служить убежищем для альпинистов.
Старый служебный туннель канала был реконструирован, чтобы превратить его в убежище для спячки летучих мышей. Вход в углубление был закрыт большими деревянными воротами, в которых вверху открывается небольшое окно, через которое мышки туда и попадают.
И немного про летучих мыщей, которых возненавидели в связи с коронавирусом
Летучая мышь - это животное, которое считается парадоксально вредным, хотя они являются большими союзниками человека, питаясь огромным количеством вредных насекомых, таких как моль, комары и т. д. Они играют жизненно важную экологическую роль в качестве опылителей, борьбы с насекомыми-вредителями или мелких позвоночных, а также играют важную роль в распространении семян.
А по поводу коронавируса: он передается от человека к человеку, а не от летучих мышей к человеку. Подобная передача вируса возможна только через промежуточных хозяев, например, змей. По исследованиям, летучие мыши, живущие в Европе, не переносят коронавирус.
Параллельно дорожке идет канал. Он был сделан из-за необходимости генерировать энергию на гидроэлектростанции Чорро, с потоком 10 000 л/с, используя 100-метровую разницу в высоте, существующую между плотиной Гайтанехо и выходом из водохранилища в последнее ущелье.
Большая часть канала была построена в виде крутой галереи, некоторые части были сделаны под открытым небом с толстыми стенами.
Дальше начинается каньон Тахо-де-лас-Паломас
Здесь канал отделяется от тропы. Можно увидеть высокие железные шлюзовые ворота, заводной механизм и платформу оператора для управления потоком воды. Здесь канал входит в 300-метровый туннель. На 2-м этапе реконструкции пути этот 300-метровый туннель был очищен, освещен и открыт в 2017 г. в качестве альтернативного маршрута при сильном ветре.
Как сказано на сайте: Теоретически он открыт в любое время, однако маловероятно, что посетитель, кроме энтузиастов летучих мышей, выберет этот темный маршрут.
У нас, к сожалению, выбора не было, был сильный ветер, и пришлось идти через туннель, не увидев массу интересного на поверхности, в том числе шикарные виды и смотровую площадку со стеклянным полом.
Высокий скалистый массив Серро-де-Сан-Кристобаль с его большими впадинами, являющимися естественными нишами,
Мост-акведук для передачи воды Balconcillo de los Gaitanes (35 м) сделан с помощью натяжных тросов и используется по своему назначению и сейчас. Раньше он одновременно служил и мостом.
Одна из легенд гласит, что симпатичная англичанка с распущенными светлыми волосами верхом на белом жеребце покончила жизнь самоубийством с этого моста. Вопрос только, как она притащила на такую высоту коня?)
Пуэнте Colgante - 30-метровый подвесной мост из оцинкованной стали. И если вы ходили по подвесным мостам, то знаете, что они раскачиваются и без ветра, а в сильный ветер – это реально страшно. На мосту одновременно могут находиться не более десяти человек. Хотя на сайте написано, что до своего открытия мост подвергался нагрузочным испытаниям до 50 000 кг.
Последняя часть дощатого настила полностью окружена сеткой, чтобы защитить железнодорожную линию внизу. На этой железной дороге были сняты сцены с поездом в конце фильма 1965 г. «Экспресс фон Райана» о Второй мировой войне с Фрэнком Синатрой в главной роли.
Старое эвкалиптовое дерево, в стволе которого кусок трубы от старой гидроэлектростанции Чорро.
Виадук Альберконес, также известный как Пуэнте-де-ла-Хосефона или Пуэнте-де-ла-Фуэнте.
Школа-часовня для детей техников и рабочих, построенная Рафаэлем Бенджумеа
Строительство гидроэлектростанции привело к большой активности в городе Эль-Чорро, Многие из зданий, построенных Рафаэлем Бенджумеа, сочетали в себе функциональность и эстетику. Помимо часовни, построили школу с библиотекой и даже теннисные и баскетбольные площадки для отдыха. Работники были освобождены от оплаты за электроэнергию.
Сейчас поезд Малага - Эль-Чорро ходит 2 раза в день.
Написала много и сумбурно, но, может, и на надо читать все это описание, а хорошо просто попасть туда и пройти всю тропинку и желательно без ветра)