Этой статьей я начинаю небольшой цикл публикаций, посвященных конкретным моделям высотно-компенсирующих костюмов (ВКК-6М и ВКК-15).
Высотно-компенсирующий костюм ВКК-6М предназначен для создания на поверхности тела противодавления, равного внутрилегочному при дыхании под избыточным давлением, и должен использоваться в полетах на высотах более 12 км.
Кроме того, правильно подогнанный костюм, предотвращает чрезмерное растяжение легких, обеспечивает их защиту в в случае резкого падения давления в кабине при ее разгерметизации (взрывной декомпрессии) и благодаря вмонтированному в него противоперегрузочному устройству повышает переносимость пилотажных перегрузок.
Конструктивно ВКК-6М состоит из комбинезона (1), натяжного устройства (2) со штуцером НУ (4), брюшного компенсатора, противоперегрузочного устройства (ППУ) со штуцером (3).
Комбинезон.
Комбинезон является оболочкой, создающей противоперегрузочное давление на тело летчика и служащей основой для монтажа всех узлов и деталей костюма. Изготавливается комбинезон из малорастяжимой ткани с хорошими гигиеническими свойствами. Раскрой выполнен для положения «сидя», что обеспечивает большее удобство и подвижность при работе в кабине, а также принятие необходимой позы в кресле для катапультирования.
На спине, груди, вдоль туловища, штанин и рукавов комбинезона расположена шнуровка (5), предназначенная для индивидуальной подгонки костюма. Для лучшей подгонки ВКК шнуровка разделена на несколько самостоятельных участков.
Для удобства надевания костюма предусмотрены передний (6) и плечевой (7) распахи (слева), закрываемые застежками «молния» (8).
Кроме них имеется распах с «молнией» в области поясницы (9), закрывающийся «молнией» гульфик (10). «Молнии» вшиты в предплечьях и голенях.
Внешнее давление, создаваемое костюмом на тело, является механическим и образуется за счет натяжения ткани костюма при подачи давления кислорода в натяжное устройство (2).
Натяжное устройство расположено вдоль туловища, рук и ног с таким расчетом, чтобы как можно равномернее обжать тело, сохранив необходимую подвижность. Оно состоит из резиновых камер, заключенных в капроновые чехлы, и тесемок, охватывающих камеры. Концы тесемок пришиты комбинезону. Резиновые камеры и чехлы изготовлены для положения «сидя».
Брюшной компенсатор
Брюшной компенсатор представляет собой резиновую камеру, заключенную в капроновый чехол. Пристегивается он к брюшной камере ППУ и предназначен для дополнительной компенсации области живота. В варианте комплекта ККО-5 брюшная камера замкнута и содержит 150 мл воздуха. Для комплекта ККО-5Д камера изготавливается со штуцером для присоединения к линии подпора клапана выдоха кислородной маски или ГШ.
Противоперегрузочное устройство
В костюм ВКК-6М вмонтировано противоперегрузочное устройство (ППУ), состоящее из двух цилиндрических резиновых камер, расположенных в натяжном устройстве костюма от талии до низа штанин и соединяющихся штуцером (11) с брюшной камерой.
Компенсирующие носки и перчатки
Компенсирующие носки (12) и перчатки предназначены для предотвращения депонирования крови, а также развития высотной тканевой эмфиземы стоп и кистей при полетах на высотах более 20 км. Компенсирующие носки по внешнему виду не отличаются от обычных носков. Сшиты они из хлопчатобумажной ткани. В верхней части носок имеется мягкая шнуровка (13) для плотной подгонки и закрепления его на ноге. Компенсирующие перчатки – это обыкновенные кожаные (тканевые) пятипалые перчатки. В тыльной их части размещена резиновая камера, внутри которой находится 25см3 воздуха.
Для закрепления перчаток на руке служат пряжка и хлястик, пришитые к внутренней стороне перчатки у запястья.
Из мелочей хотелось бы добавить, что срок службы ВКК-6М составляет 10 лет, а его повторное применение после катапультирования запрещено.
P.S. Фотографий самого костюма я прикладывать не стал т.к. не вижу в этом особого смысла: в сети имеется избыточное количество фотографий.
Продолжение следует...