В микрорайоне Чкаловский города Калининград есть мемориал лётчиков-Героев, за бюстами которых стоит самолёт Ил-28Р.
Это специальная версия первого крупносерийного советского реактивного бомбардировщика Ил-28.
Википедия говорит нам:
Ил-28 (по кодификации НАТО: Beagle — "Гончая") — первый советский реактивный фронтовой бомбардировщик, носитель тактического ядерного оружия.
В середине 1950-х годов был основной ударной силой фронтовой авиации СССР и стран Варшавского договора.
Отличался выдающейся надёжностью и неприхотливостью в эксплуатации.
Участвовал во множестве локальных конфликтов.
За создание Ил-28 С.В.Ильюшину и группе конструкторов ОКБ была присуждена Сталинская премия.
Разведывательная версия была принята на вооружение в 1950 году (на год позже бомбардировочной).
Основным предназначением Ил-28Р было выполнение тактической и оперативной воздушной разведки в интересах фронтов, флотов и воздушных армий.
В этом качестве самолёты Ил-28Р состояли на вооружении 769-го минно-торпедного полка (МТАП), который базировался на аэродроме Храброво.
В числе миссий этих машин была командировка на Кубу во время Карибского кризиса 1962 года.
Один из самолётов после списания в 1968 году был перевезён в посёлок Чкаловский и установлен в качестве памятника.
В разведывательной модификации Ил-28Р имел разнообразную аппаратуру для фоторазведки днем и ночью.
Оборудование дневного фотографирования состояло из трех аэрофотоаппаратов АФА-33 с фокусным расстоянием 100, 75, 20 см и одного АФА-РБ для маршрутной, плановой и перспективной съемок.
Ночное фотографирование обеспечивалось двумя аэрофотоаппаратами НАФА-Зс и комплектом осветительных бомб, в который могли входить ФОТАБ-100-60, ФОТАБ-50-35, САБ-100-55 и САБ-100-35.
Аппаратура размещалась в бомбоотсеке в автоматической качающейся установке АКАФУ и специальном фотоотсеке в хвостовой части фюзеляжа.
Контейнеры аэрофотоаппаратов обогревались теплым воздухом, отбираемым из системы обогрева и наддува кабины экипажа.
Конструкция самолета и его систем давала возможность проводить в полевых условиях быстрый монтаж фотооборудования различного типа в зависимости от задания.
В связи с тем, что разведывательная аппаратура имела существенную массу, самолёт был лишён некоторых агрегатов и механизмов.
Наиболее заметно отсутствие одной из двух курсовых пушек НР-23, размещавшихся на левом борту у кабины штурмана.
А так как аппаратура занимала ещё и большой объём заняв те отсеки где на бомбардировщике были топливные баки, часть запаса топлива разместили на консолях крыла в сбрасываемых подвесных баках.
Нормальная взлётная масса самолёта Ил-28Р составляла 19500 кг, что на 1100 кг больше, чем у бомбардировщика.
Поэтому разведчик получил более массивные стойки шасси с колёсами увеличенного размера, а так же новую гидравлическую систему их уборки (вместо пневмосистемы).
Дальнейшим развитием Ил-28Р стали самолеты радиотехнической разведки, на которых аэрофотоаппараты были заменены специальным радиооборудованием.
Отличительной чертой этих машин являлись обтекатели антенн под центральной частью фюзеляжа.
Как раз такая версия Ил-28Р стоит здесь.
Мои фото были сделаны в 2015 году.
Самолёт тогда выглядел уставшим, но живым.
А вот что с ним сделали при "приведении в порядок" мемориала в 2019 году.
У меня нет слов.