Найти тему
Мысли о загранице

Зачем Китаю нужен Новый шелковый путь и какую альтернативу ему предлагает Россия

Оглавление

В 2013 году Председатель КНР Си Цзиньпин представил международному сообществу концепцию Нового шелкового пути. С этого момента между странами, находящимися на пути следования товаров из Китая в страны Евросоюза, развернулась борьба за право использования своей территории для транзита грузов.

Первоначальные затраты на создание необходимой инфраструктуры в Китае оценивались официальными лицами Пекина в 40 млрд. долларов. Еще 100 млрд. долларов ориентировочно понадобится другим странам для сопряжения своих транзитных путей с единым транспортным коридором.

Несмотря на то, что с момента ознакомления общественности с планами по созданию Нового шелкового пути прошло уже 7 лет главные маршруты поставки товаров из Европы в Китай неизвестны.

За прошедшие период времени на географические карты было нанесено множество возможных маршрутов, но ни один из них пока толком не реализован.

Зачем Китаю нужен Новый шелковый путь

На данный момент около 90% перевозок товаров осуществляется Китаем по Южному морскому пути, проходящему по Индийскому морю через Суэцкий канал. Весь этот маршрут контролируется авианосными группами США. На протяжении пути следования китайских плавательных контейнеровозов располагаются американские военные базы.

Господство США и войск НАТО на море вынуждает Китай рассматривать в качестве приоритетного маршрута поставки сухопутный путь.

В случае глобального конфликта вся цепочка морских перевозок в один прекрасный момент может остановиться и ее участники понесут огромные убытки.

Вторым важным фактором является скорость перевозки грузов или оборачиваемость товара.

Скорость доставки грузов по суше и по морю

На данный момент общий срок транзита товаров из Китая в Европу по Южному морскому пути составляет около 35 дней, тогда как кратчайший сухопутный путь позволяет доставить груз за 18 дней. Казалось бы выгода налицо.

Однако важно учитывать, что затраты на морскую перевозку на 50% выше расходов на доставку товаров ж.д. транспортом. Большинство товаров, поставляемых Китаем, не являются скоропортящимися и указанная разница в сроке доставке груза не является критичной.

Помимо этого, крупнейшие промышленные предприятия Китая, ориентированные на экспорт продукции, располагаются на восточном побережье страны, имеющем прямой выход к морю.

Для транспортировки товаров ж.д. транспортом их необходимо провезти через всю территорию страны. Китай страна не маленькая. Ее протяженность с востока на запад превышает 5 тыс. км. А это примерно треть расстояния пути до немецкого Гамбурга.

Несмотря то, что для некоторых нишевых товаров транзит ж.д. путем выгоден Китаю, большая часть его продукции пока будет поставляться морским путем. Существующие сухопутные маршруты не позволяют принять и доставить по транспортным коридорам весь экспортируемый китайцами товар.

Какую альтернативу предлагает Россия

Россия понимает выгоду Китая от использования морских перевозок и предлагает использовать альтернативный маршрут транзита грузов через Северный морской путь.

Этот путь проходит по морю вдоль северных территорий Китая, Дальнего Востока и далее по Северному Ледовитому океану вдоль северных границ нашей страны, а затем Норвегии. Конечной точкой маршрута является крупнейший морской порт Европы, расположенный в Роттердаме.

Общая протяженность Северного морского пути в два раза короче Южного, проходящего через Суэцкий канал (12 800 морских миль против 5 800). Необходимое расстояние корабли, проходящие через Северный Ледовитый океан, могут преодолевать за 18 дней, что соответствует срокам сухопутной доставки грузов и при этом дешевле по затратам.

Плюс к этому, большая часть этого пути проходит вдоль границ России, которая рассматривается Китаем в качестве военного союзника. Обе страны активно взаимодействуют в рамках международной ассоциации ШОС и регулярно проводят совместные военные учения, в том числе на море.

Что сдерживает переход Китая на доставку товаров через Северный морской путь

Использование Северного морского пути затруднено отсутствием у Китая контейнеровозов, имеющих ледовый класс судна. С середины мая по середину сентября свободно ходить вдоль северного маршрута могут любые суда. Однако для прохода вдоль Северного Ледовитого океана в оставшиеся 8 месяцев в году судно должно иметь арктический класс.

В зимний период температура воздуха в этих суровых местах достигает - 45 градусов. Свободно ходить в этот период по морю могут только атомные ледоколы. У Китая за ненадобностью таких судов нет. У России они есть и теоретически могут расчищать путь для контейнеровозов. Но их пока недостаточно, чтобы обслуживать весь торговый флот Китая. На 2020 год Россия постоянно эксплуатирует 41 ледокол.

Однако уже в 2022 году на воду будут спущены универсальные атомные ледоколы проекта 22220.

Они станут самыми большими и мощными в мире и позволят проводить целые караваны судов в арктических условиях, пробивая лед толщиной до 3-х метров. Эти ледоколы смогут обеспечивать круглосуточную навигацию в любых экстремальных условиях.

По пути следования кораблей должна быть обеспечена необходимая портовая инфраструктура. Россия активно строит новые морские порты в Мурманске, Архангельске, Диксоне, Тикси. Действующих портов пока недостаточно, чтобы обеспечить одновременный прием и обслуживание большого количества судов. Но работа по развитию портовой инфраструктуры на северном побережье страны не заканчивается ни днем, ни ночью.

По итогам 2020 года Северный морской путь обеспечил транзит 32 млн. тонн груза. Этот показатель год от года растет.

Россия планирует перейти на круглосуточную навигацию в арктических водах уже в 2024 году. Вполне возможно, что с этим связана задержка Китая в развитии дорогостоящих сухопутных транспортных коридоров