Найти тему
Модная лавка 19 века

Женская мода времён южной ссылки Пушкина. Часть 2

В части первой я рассказывала об особенностях женской моды тех лет. А конкретно – периода 1820-1824, когда Пушкин был в южной ссылке. Продолжу…

Сравним два портрета Елизаветы Воронцовой. Первый написан в 1820 году, второй – в 1823. Разница в фасонах причёсок и платьев заметная.

На первом портрете локоны мягкие, они вьются свободно. На втором - букли на висках, которые визуально кажутся плотными. Также на втором портрете талия платья низкая.

Честно говоря, у меня вызывает некоторое сомнение дата написания второго портрета Воронцовой – 1823 год. В 1823 году рукав должен быть чуть уже, а талия – чуть выше. А то получается, что Елизавета Ксаверьевна одевалась с лёгким опережением моды. Но почему бы и нет? Одна из самых богатых женщин в Европе, а не только в России, одна из самых интересных и смелых… Могла носить такие наряды, которые другие женщины ещё не отваживались носить, опасаясь показаться смешными.

Джордж Доу. Портрет Елизавета Ксаверьевны Воронцовой, 1820 год
Джордж Доу. Портрет Елизавета Ксаверьевны Воронцовой, 1820 год
П.Ф. Соколов. Портрет Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой, 1823 год (или несколько позже).
П.Ф. Соколов. Портрет Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой, 1823 год (или несколько позже).

На голове Воронцовой – чепец «мельничные крылья». Об этих чепцах я напишу отдельно. А сейчас посмотрим на другие портреты…

Екатерина Раевская, сестра Марии Раевской. Пушкин познакомился с ней в 1817 году, в Петербурге. Но близкое знакомство состоялось в 1820 году, когда Пушкин путешествовал с семейством Раевских по Кавказу и Крыму. Поэт уважал и ценил эту женщину. Именно такой он представлял Марину Мнишек, героиню своей драмы «Борис Годунов»: красивой, величественной, гордой.

В 1821 году Екатерина вышла замуж за генерала Михаила Фёдоровича Орлова. После восстания декабристов он был выслан в своё имение с запретом жить в Петербурге и Москве. Жена уехала в провинцию с ним.

Портрет Екатерины Раевской (в замужестве Орловой), 1822-1823 год
Портрет Екатерины Раевской (в замужестве Орловой), 1822-1823 год

Елена Раевская, ещё одна сестра Марии Раевской:

Ансельм Лагрене. Портрет Елены Раевской, первая половина 1820-х.
Ансельм Лагрене. Портрет Елены Раевской, первая половина 1820-х.

Портрет дамы в красном великолепен. Жаль, что до нас не дошло ни имя художника, ни имя самой дамы. А дату написания я бы поставила 1822-1824, ориентируясь на причёску и платье. Причёска типичная для того периода: косы на макушке, уложенные в форме короны, гроздья локонов на висках. Талия платья не под самой грудью, а чуть ниже, на рукавах - прелестные волнистые складки.

Портрет молодой дамы, Россия, 1822-1824 год. Художник неизвестен.
Портрет молодой дамы, Россия, 1822-1824 год. Художник неизвестен.

Портрет дамы в платье цвета темного хризолита тоже хорош. На лифе мы видим отделку шёлковым шнуром. Похожая отделка на платье 1822 года, сшитом уже не в России, а в другой стране.

Иван Еремеевич Яковлев. Портрет неизвестной дамы. Россия, 1824 год
Иван Еремеевич Яковлев. Портрет неизвестной дамы. Россия, 1824 год
Дневное платье, 1822 год, музей в Лос-Анджелесе.
Дневное платье, 1822 год, музей в Лос-Анджелесе.

Низ платья.

Помимо оборок, которые были и раньше, появились разные замысловатые отделки. На модных гравюрах и портретах, размещённых ниже – несколько вариантов такой отделки. В реальности их было «без счёта». Тут каждый фантазировал, кто на что горазд. И это тоже одна из особенностей моды 1820-х. Подолы платьев отделывали то оборками, то аппликациями из ткани или кружева в форме цветов, бантиков и бог весть чего ещё, чему даже названия не подберёшь.

Вот как описать отделку бального платья на первой модной гравюре? Это очень сложно.

Бальное платье, 1824 год
Бальное платье, 1824 год
Вечерние платья, 1822 год
Вечерние платья, 1822 год
Вечерние платья, 1823 год
Вечерние платья, 1823 год
Франсуа Кинсон. Портрет Великой княжны Анны Павловны, ставшей королевой Нидерландов, 1824 год
Франсуа Кинсон. Портрет Великой княжны Анны Павловны, ставшей королевой Нидерландов, 1824 год
Митуар Бенуа Шарль. Портрет Варвары Сергеевны Альберт, 1822 год
Митуар Бенуа Шарль. Портрет Варвары Сергеевны Альберт, 1822 год

Бальные платья 1820-х были немного короче дневных и вечерних, чтобы было удобно танцевать.

Другие мои статьи близкой тематики:

Женский тюрбан – самый странный и модный головной убор пушкинской эпохи.

Рукава, похожие на воздушные шары, и прически, которые постепенно меняются. Роскошные 1830-е.

Причудливые береты пушкинской поры.

Не забывайте ставить лайки, если вам понравилась статья. И подписывайтесь на канал!