В части первой я рассказывала об особенностях женской моды тех лет. А конкретно – периода 1820-1824, когда Пушкин был в южной ссылке. Продолжу…
Сравним два портрета Елизаветы Воронцовой. Первый написан в 1820 году, второй – в 1823. Разница в фасонах причёсок и платьев заметная.
На первом портрете локоны мягкие, они вьются свободно. На втором - букли на висках, которые визуально кажутся плотными. Также на втором портрете талия платья низкая.
Честно говоря, у меня вызывает некоторое сомнение дата написания второго портрета Воронцовой – 1823 год. В 1823 году рукав должен быть чуть уже, а талия – чуть выше. А то получается, что Елизавета Ксаверьевна одевалась с лёгким опережением моды. Но почему бы и нет? Одна из самых богатых женщин в Европе, а не только в России, одна из самых интересных и смелых… Могла носить такие наряды, которые другие женщины ещё не отваживались носить, опасаясь показаться смешными.
На голове Воронцовой – чепец «мельничные крылья». Об этих чепцах я напишу отдельно. А сейчас посмотрим на другие портреты…
Екатерина Раевская, сестра Марии Раевской. Пушкин познакомился с ней в 1817 году, в Петербурге. Но близкое знакомство состоялось в 1820 году, когда Пушкин путешествовал с семейством Раевских по Кавказу и Крыму. Поэт уважал и ценил эту женщину. Именно такой он представлял Марину Мнишек, героиню своей драмы «Борис Годунов»: красивой, величественной, гордой.
В 1821 году Екатерина вышла замуж за генерала Михаила Фёдоровича Орлова. После восстания декабристов он был выслан в своё имение с запретом жить в Петербурге и Москве. Жена уехала в провинцию с ним.
Елена Раевская, ещё одна сестра Марии Раевской:
Портрет дамы в красном великолепен. Жаль, что до нас не дошло ни имя художника, ни имя самой дамы. А дату написания я бы поставила 1822-1824, ориентируясь на причёску и платье. Причёска типичная для того периода: косы на макушке, уложенные в форме короны, гроздья локонов на висках. Талия платья не под самой грудью, а чуть ниже, на рукавах - прелестные волнистые складки.
Портрет дамы в платье цвета темного хризолита тоже хорош. На лифе мы видим отделку шёлковым шнуром. Похожая отделка на платье 1822 года, сшитом уже не в России, а в другой стране.
Низ платья.
Помимо оборок, которые были и раньше, появились разные замысловатые отделки. На модных гравюрах и портретах, размещённых ниже – несколько вариантов такой отделки. В реальности их было «без счёта». Тут каждый фантазировал, кто на что горазд. И это тоже одна из особенностей моды 1820-х. Подолы платьев отделывали то оборками, то аппликациями из ткани или кружева в форме цветов, бантиков и бог весть чего ещё, чему даже названия не подберёшь.
Вот как описать отделку бального платья на первой модной гравюре? Это очень сложно.
Бальные платья 1820-х были немного короче дневных и вечерних, чтобы было удобно танцевать.
Другие мои статьи близкой тематики:
Женский тюрбан – самый странный и модный головной убор пушкинской эпохи.
Рукава, похожие на воздушные шары, и прически, которые постепенно меняются. Роскошные 1830-е.
Причудливые береты пушкинской поры.
Не забывайте ставить лайки, если вам понравилась статья. И подписывайтесь на канал!