Оценим перспективы эскалации конфликтов на Ближнем Востоке в 2021 году.
Основными игроками, способными "зажечь огонь" можно считать Иран, Израиль, США, Россию. В меньшей степени - КСА и Египет. "За спинами" могут стоять Франция и Италия и совсем "исподтишка" (но успешно!) может провоцировать конфликты Британия.
Но самым ярким "силовым" бойцом в регионе в последние годы стал Президент Турции. Именно её текущую политику рассмотрим в этой заметке.
Сначала - о текущем состоянии Турции:
Экономика.
О состоянии экономики Турции последнее время принято сообщать с нотками истерики: высокие и растущие долги государства при сокращающихся резервах, повышенная инфляция, безработица, серьёзные проблемы у турбизнеса.
При всём этом турецкая экономика обладает хорошим запасом прочности: она хорошо диверсифицирована, бизнес в основном частный и "реальный", без "дутых" сервисных секторов, что обеспечивает ему определённую гибкость. При этом он по большей части отечественный, что частично предохраняет страну от бегства ресурсов.
Также среди положительных качеств: хорошие внешнеторговые связи при слабом контроле со стороны мировых финансовых "спрутов".
Такая экономика может выдержать кризис, но только если он не будет сопровождаться разрывом внешнеторговых связей (например из-за санкций) или серьёзным вооружённым конфликтом на своей территории.
Внутренняя политика.
Внутренняя стабильность турецкого общества сильно расшатана за годы правления Эрдогана. После "слома" системы управления, созданной Ататюрком и лишения армейской верхушки роли "блюстителя основ", турецкий лидер пробил в обществе несколько серьёзных трещин:
Во-первых, он погубил итоги тяжёлой многолетней работы кемалистов по созданию монолитной турецкой нации, без разделения на отдельные народы. К началу века успехи этой политики уже признавали даже многие курды, а в Стамбуле, Анкаре и других крупных городах курдские общины, представляющие значительную часть населения, во многом уже потеряли свою самобытность и растворились среди прочих горожан.
С приходом Эрдогана возродилась турецкая национальная гордость и курдам напомнили, что они - другие! И что главные в этом государстве - турки, а не "турецкие граждане", как это было при кемалистах. Курдам вернули осознание их национальной идентичности и последовательно превращают их во врагов единого государства. Принимая во внимание заметное превосходство в темпах рождаемости, курды могут в будущем стать серьёзной проблемой. Но пока силовикам удаётся держать их под контролем.
Вторая линия раскола пролегла уже непосредственно по турецкому обществу - между условными "демократами" и "республиканцами" на турецкий манер. Расслоение на жителей развитых районов, более образованных и больше подверженных влиянию европейской культуры и "глубинку" с почтением к древним традициям и серьёзным влиянием духовных лидеров было и раньше, но "юношеский максимализм" Эрдогана в сочетании с разгромом армейской верхушки, игравшей сглаживающую роль со времён Ататюрка, довели эти группы до такого же уровня антагонизма, как и в США.
И вот уже эту проблему нынешней турецкой власти приходится гасить успехами агрессивной внешней политики.
Внешняя политика.
Как уже было сказано выше, внешняя политика турецких властей направлена в первую очередь на решение внутренних проблем. От изначально полупассивного следования в русле западных "старших товарищей", со "сливом" бывшего партнёра Асада - до выстраивания самостоятельной внешней политики.
Первые шаги - рефлексия на получивших самостоятельность на севере Сирии и в Ираке курдов с угрозой поддержки РПК в Турции. Пока ещё в сотрудничестве с американцами, но всё больше выходя из-под их контроля. Реакцией на активные силовые действия турецких военных стало затихание внутреннего противостояния с оппозицией и рост рейтинга Эрдогана на волне патриотизма.
И вот уже Турция становится самостоятельным серьёзным игроком на сирийской карте, наряду с Россией, США и Ираном.
Это как наркотик - дальше начинаются агрессивные перепалки с греками, участие в гражданской войне в Ливии, свои интересы проявляются в Йемене и западной Африке. Кульминацией становится Карабахская операция.
Эрдоган нажил себе сильных врагов - французов и египтян, подпортил отношения с арабами, европейцами и американцами.
Но в текущей ситуации, если не "зарываться", это не очень опасно. Остались союзниками старые "подельники" по разделу Кипра - британцы, сохраняется тайное сотрудничество с Израилем, совместные интересы обеспечивают частичную поддержку Италии и частично - Штатов, турецкая диаспора поддерживает нейтралитет Германии а через неё - и всего бюрократического аппарата Евросоюза. Да и Россия с Ираном - не противники, а скорее уважаемые оппоненты в захватывающей игре.
Итог:
В 2021 году Эрдогану не выгодна эскалация конфликтов. Эффект от победы в Карабахе ещё силён, выборы только в 23-м, а риск ухудшения обстановки с учётом слабой экономики и сильных соперников очень велик.
Стратегией на этот год скорее будет безопасное "задирание" греков по поводу дележа шельфа, локальные стычки в Сирии и Ливии. Может быть что-то попробуют разжечь во французской Африке - "в пику" Макрону.
В этом смысле риск состоит скорее в вероятности активных действий оппонентов - Хафтара с египтянами в Ливии, реакции Асада на провокации неподконтрольных туркам бандитов в Идлибе или провокации американцев в сирийском Курдистане - через "своих" курдов - с целью столкнуть Россию с Турцией.
Возможен, хотя и маловероятен, вариант "большой" войны: это если в условиях внутренней неразберихи Дядя Сэм утратит функции арбитра, а череда непредвиденных инцидентов приведёт к взаимной гибели турецких, египетских и французских военных. В этом случае конфликт с взаимодополняющими друг друга Египтом, Францией и Грецией может Турции дорого обойтись. Но это, повторюсь, маловероятно.
В ЖЖ