Новый год — новая возможность выучиться чему-нибудь новенькому. Хотя больше половины россиян предпочитают не давать новогодних обещаний, среди знакомых я уже насчитала около десяти человек, кто хочет выучить язык, закончить онлайн-курс, пройти переподготовку и пр. Жаль, что к февралю обещания вроде "учить слова по 15 минут в день" отходят в тень из-за более срочных дел на работе и учебе.
Тупик? Не думаю.
💡 Что нам нужно — это подойти к обучению осознанно и соблюдать правила, благодаря которым можно учиться эффективно и регулярно. Для этого надо обратить внимание на время, усвоение информации и контроль обучения. В статье расскажу о том, что надо знать о механизмах запоминания, о подходящем времени для обучения и о наблюдении за прогрессом.
Статья вдохновлена курсом "Проактивное обучение" от Корпоративного университета РЖД. Гранд мерси 💜
Время: когда учиться?
🔲 Определите, когда ваш организм готов учиться. У каждого человека свои периоды высокой активности, и они могут не совпадать с режимом, который подходит друзьям-ЗОЖникам или знаменитостям из Инстаграма. Ученые выделяют семь различных хронотипов, или биологических суточных ритмов. Это известные "жаворонки" и "совы", менее известные, но распространенные "голуби" (активные в 10-12 и 16-18 часов), а также "дельфины", "медведи", "львы" и "волки". В зависимости от хронотипа периоды активности попадают на разные часы. Учитывайте это, когда садитесь за курс или решаете поучить новые слова.
Подробнее о хронотипах можно почитать тут, а узнать свой прототип - по этой ссылке.
🔲 Сначала делайте основную работу, потом учитесь. Обычно у человека выделяют две фазы активности, которые проявляются в зависимости от хронотипа. Есть соблазн потратить первую на обучение, а потом уже заниматься другими делами. Или например, встать пораньше, чтобы до работы сделать что-то. Вы не обманите мозг: прежде всего он будет фокусироваться на тех рабочих делах, которые обеспечивают ваше существование. Если вы сядете за курс или за обучающее приложение, а в это время вас будут ждать проект, две встречи и важный звонок, — мозг "проглотит" информацию без осмысления, лишь бы вы поскорее вернулись к работе. В результате вы обнаружите, что не запомнили ничего из прочитанного или просмотренного.
🔲 Поставьте обучение в ваше расписание. Хотя вы учитесь после работы или другой основной активности, не советую выделять время на него по "остаточному признаку". Пусть в вашем расписании будет конкретная запись "Посмотреть лекцию на Coursera. 18:00-19:00". Даже если вы передвинете этот час, лекция будет ждать вас. А мозг ой как не любит незаконченные дела. Плюс вы сможете лучше организовывать свою нагрузку в течение дня, зная, что вы собираетесь учиться.
Усвоение информации: сколько и как учиться?
🔲 Не "переедайте". Целый курс за одну ночь — вариант для сдачи экзамена. Запихивая в себя много информации в сжатые сроки, вы рискуете забыть всё к следующей неделе. Придерживайтесь схемы: "новая тема 1 ➡ короткий отдых ➡ повторение темы 1➡ большой отдых (с физической активностью и сном) ➡ новая тема 2".
🔲 Спите. Переход информации из кратковременной памяти в долговременную происходит во время сна. Представьте, что это как обновление программ на компьютере — вы неактивны, но процессы идут внутри и требуют тишины.
🔲 Повторяйте выученное в несколько подходов. Немецкий психолог Германн Эббингауз на основе экспериментов по запоминанию информации вывел кривую забывания. Она показывает, что уже через час почти половина информации теряется, а через месяц вспомнить что-либо из выученного невозможно. Но если соблюдать график повторений, то можно запомнить до 95% информации.
Эббингауз посоветовал повторять информацию:
- через 20-30 минут после её получения,
- через 10-12 часов,
- через 24 часа,
- через 3-5 дней после первого повторения.
🔲 Проговаривайте результат выученного. Просто знание само по себе интересует только философов, потому что оно — объект их изучения. В этом ценность знания для них. Когда вы выучиваете что-то новое, определите для себя, почему это важно и зачем оно вам. Например, вы можете сказать: "О, теперь я понимаю, почему я не смог верно рассчитать траты на этот месяц. Теперь буду использовать новые финансовые знания" или "Я смогу применить знания о культурных обычаях, когда буду путешествовать".
🔲 Систематизируйте информацию. Чем больше вы визуализируете и группируете информацию, тем лучше вы разбираетесь в теме. Ещё до начала вашего обучения приготовьте место для информации: блокноты или папки. В документах используйте оглавления для легкой навигации. В записях используйте заголовки, подзаголовки, списки, значки. О методах конспектирования можно почитать тут. Для понимания связей между кусками информации используйте интеллект-карты (mind map), рисуйте схемы и таблицы.
🔲 Пишите от руки или перепечатывайте. Никаких Ctr+C и Ctr+V, так вы только кнопки нажимать научитесь. При письме от руки и даже при печатании работает мелкая моторика, которая напрягает мозг с большим эффектом. Концентрация и внимание увеличиваются, плюс включаются все отделы мозга, которые отвечают за сенсорное восприятие. В результате мозг активнее запоминает информацию.
🗡 Выпад против digital 🗡 Когда вы пишете или рисуете на бумаге, вы менее ограничены, чем при работе в цифровых документах. Поэтому креативная способность развивается лучше, воображение работает свободнее. Видимо, поэтому разработчики стали "заимствовать" инструментарий реального обучения, вроде рисования на бесконечной доске.
🔲 Рассказывайте выученное друзьям. Моя бывшая начальница как-то сказала: "Чтобы лучше разобраться в предмете, идите его преподавать". Когда вы объясняете недавно полученную информацию, вы сразу замечаете, какие моменты не поняли сами и что требует повторения. А если вы рассказываете сложные теории тем, кто далек от темы, вы учитесь структурировать и понятно излагать информацию.
Контроль: как не "сорваться"?
🔲 Не рассказывайте о том, что учитесь, пока не пройдете хотя бы одну четвертую курса. Когда вы рассказываете другим, что собираетесь учиться, чаще всего окружающие поддерживают и хвалят вас. Мозг фиксирует социальное одобрение (даже без приложенных для этого усилий!), расслабляется и откладывает реальное обучение. Начните рассказывать о своих успехах, когда они реально появятся.
🔲 Продержитесь первые 20 часов. Привычка в среднем формируется за 21 день. Поставьте себе цель 21 день учиться по 30-60 минут и отмечайте это в своем планировщике. Помните: мозг не любит незавершенных дел? Он будет мотивировать вас поставить ✅ напротив всех строк.
А для вдохновения — видео о том, как первые 20 часов помогают выучить что угодно:
🔲 Отмечайте прогресс. В одной британской программе по повышению квалификации учителей изменения фиксируются для каждого участника отдельно. Если даже преподаватель приходил с уже крутым знанием своего предмета, на выходе он должен был показать результат ещё выше. Главное — изменение уровня. Вы можете записывать после каждого пройденного урока или главы, что вы теперь знаете и заполнять табличку полученных навыков. Можно записывать проценты пройденного и баллы за задания. Кто-то ведет дневник наблюдений. Система может быть разной, но она должна быть и держать вас в тонусе.
❗ И наконец, самое главное: будьте внимательны и добры к себе. Не учитесь через силу и не тратьте время на то, что вам неинтересно и неполезно. Мозг — любитель положительных эмоций и позитивного закрепления. И лучшее обучение — обучение в удовольствие.
-----------------------------------------------------------------------------------------------
Желаю успехов в вашем обучении! Ставьте 💜, подписывайте на канал и прокачивайтесь в навыках 21 века — умении учиться и цифровой грамотности.