Найти тему
Стихия Высоцкого

В каком лесу партизанил Высоцкий?

Один из вопросов недавно опубликованного теста неожиданно вызвал затруднения у почти 30% отвечавших.

Но ведь ничего удивительного в этом и нет. Большинству эта замечательная лирическая песня известна только в "официальном" варианте, звучащем с пластинки, где никаких намёков на партизанское прошлое героя нет.

Откуда же взялись партизаны в заколдованном, сказочном лесу?

В августе 1969 года Владимир Высоцкий и Марина Влади приехали к Виктору Турову в Новогрудок, где режиссер снимал второй фильм военной дилогии "Партизаны". На съёмках фильма "Сыновья уходят в бой" Высоцкому, в общем-то, делать было нечего, роли у него не было, но он писал песни для обоих фильмов дилогии. И даже сам их исполнял (про чужой голос финальной песни упоминать не будем, обошлось малой кровью, что называется). Он приехал к другу, в фильмы которого писал песни и ранее, чтобы на месте, среди партизанских землянок, среди людей, переживших войну, написать свои самые пронзительные песни о войне. А через несколько дней к нему присоединилась и Марина Влади, для которой Новогрудчина - таинственная "земля предков" со стороны отца.

Специально пересмотрела этот фильм, чтобы понять, для кого могла бы быть написана эта пронзительная песня. В сюжете целых две лирических линии. Первая - это совсем юные паренек и девушка, робкие влюбленные, только-только начинающие понимать себя и свои чувства посреди всего ужаса и хаоса войны. Нет, не мог для них Высоцкий петь это пронзительно-чувственное, но и тоскливо-яростное

В какой день недели, в котором часу
Ты выйдешь ко мне осторожно,
Когда я тебя на руках унесу
Туда, где найти невозможно...

        Украду, если кража тебе по душе, —
        Зря ли я столько сил разбазарил?!
        Соглашайся хотя бы на рай в шалаше,
        Если терем с дворцом кто-то занял!

Нет, они слишком юны и чисты для такой страсти. А вот другой персонаж, Никита Пинчук, подходит на роль лирического героя песни идеально. Мне кажется, песня написана для него. Никита Пинчук, обожженный горем, единственный спасшийся из сожженной фашистами деревни, ярость и ненависть иногда захлестывают его с головой. И влюблен он безоглядно и безнадежно, со всей широтой своей израненной души.

Никита Пинчук (актер Константин Григорьев) вполне мог бы спеть "Украду, если кража тебе по душе, Я не зря в том лесу партизанил"
Никита Пинчук (актер Константин Григорьев) вполне мог бы спеть "Украду, если кража тебе по душе, Я не зря в том лесу партизанил"

Актер Константин Григорьев, сыгравший Пинчука, почти ровесник Высоцкого. И даже внешне, и некоторыми движениями, манерой игры местами чем-то неуловимо напоминает мне Владимира Семеновича. Наверное, я ошибаюсь, но почему-то кажется, что актер бессознательно в чем-то копировал присутствовавшего на съемочной площадке Высоцкого. Не как Володю, компанейского парня, автора любимых и постоянно звучащих на весь лес песен, а именно как актера. И как же идеально легла песня "Он вчера не вернулся из боя" на сцену гибели героя и последующей встречи его друга-соперника с этой девушкой - просто до слез. Без всякого пафоса, без громких слов, одной песней... Фильмы Виктора Турова тем и отличались от других военных картин тех лет. Ему было что рассказать о войне.

Вспоминает Марина Влади:

Один из друзей - режиссер Витя Туров, у которого ты снимался в фильме о партизанах, - привозит нас в деревню, уцелевшую в войне, где мы останавливаемся у милой бабки. Изба крошечная, зато есть хороший огород, а коза дает достаточно молока, чтобы каждое утро ты выпивал его, еще теплого, большую кружку. Мы проводим дни в прогулках по окрестностям. Витя показывает нам места, где четверть века назад шли жестокие сражения. А между тем природа так прекрасна! Идеально круглые озера окружены холмами. Начало осени, поля и лес - в золоте, еще тепло. Мы обнаруживаем бывшие партизанские стоянки, поросшие травой, - настоящие подземные поселки. Мы проходим через обугленные развалины деревень - их не стали восстанавливать после войны, а оставили как памятники. В Белоруссии сотни Орадуров - деревень, в которых не выжил никто. Контраст между такой мягкой природой и зверством преступлений нас потрясает. Вечером мы сидим за столом в теплом свете керосиновой лампы. Старуха вспоминает...
В сорок четвертом в деревне оставалось только девять женщин от пятнадцати до сорока пяти лет, несколько старух, пять малолетних девочек и двое немощных стариков. Все мужчины от четырнадцати до семидесяти ушли на фронт или к партизанам. Немцы отступают - это разгром. Деревня чудом уцелела, но страшное предчувствие подтверждается: все мужчины убиты. С фронта пришли похоронки: "Погиб за Родину". От партизан - страшное сообщение: "Никого в живых из деревни такой-то". Когда женщины видят небольшую группу советских солдат с двадцатипятилетним капитаном во главе, решение их уже принято. Накормив и напоив мужчин, они топят баню. Каждая приносит чистое белье, на свежих постелях - россыпи вышитых подушек. Измученные солдаты засыпают, обретая после долгих месяцев войны это забытое счастье. В одной избе все не гаснет свет. Самая отважная из женщин говорит с молодым капитаном:
- То, о чем я попрошу сейчас, наверное, вас покоробит. Но постарайтесь понять. Война отняла у нас мужчин. Для того чтобы жизнь продолжалась, нам нужны дети. Подарите нам жизнь.
На несколько минут старуха умолкает. И, справившись со смущением,
заканчивает свой рассказ:
- В соседней избе живет тракторист. Он - азиат, как и его отец. Почтальонша похожа на своих армянских предков, колхозная повариха -
настоящая сибирячка...
Я тихонько плачу. Рассказанная старухой история лучше любой официальной пропаганды дает мне ощутить всю глубину трагедии, через которую прошла эта страна.
Мы идем спать на сеновал. Душистое сено - вместо постели. За перегородкой хрюкает свинья и протестуют потревоженные куры. Всю ночь ты вслух сочиняешь стихи. Строфы рождаются одна за другой. Возникают образы... Как и в самом начале, в школе, когда у тебя еще не было гитары, ты отбиваешь ритм рукой. В эту долгую ночь родились темы большинства твоих песен военного цикла.
Ты не любишь рассказов о войне, но, как у каждого советского человека,
они составляют часть твоей культуры. Этот народ, который ты глубоко любишь, находит в твоих песнях отголоски трагедии, не пощадившей ни одной семьи: двадцать миллионов погибших, миллионы инвалидов и сирот, тысячи разрушенных городов и деревень, стертых с лица земли.

Как бы то ни было, места в фильме для "Лирической песни" не нашлось. Может, это и к лучшему. Нельзя скорбеть вечно. Они молоды, влюблены и счастливы в эти дни. Несмотря на строчку о партизанах, это все же история любви Высоцкого и Влади. "Живешь в заколдованном диком лесу..." - это же она, колдунья!

"И думаешь ты, что прекраснее нет,  Чем лес заколдованный этот". 
Марина Влади в фильме "Колдунья", 1956 г. Кадр из фильма.
"И думаешь ты, что прекраснее нет, Чем лес заколдованный этот". Марина Влади в фильме "Колдунья", 1956 г. Кадр из фильма.

И какой это был чудесный отпуск для обоих. Они просто были счастливы друг другом, посмотрите на эти фотографии! Счастливы быть простыми влюбленными, а не звездами. Местные горячие парни, кстати, чуть не побили их однажды как самозванцев)) Никак не могли поверить, что это действительно Высоцкий и Влади.

У сценариста картины Алеся Адамовича была при себе кинокамера и хотя оператор из него никакой, будем откровенны, но благодаря ему мы видим несколько секунд живого, непарадного, счастливого Высоцкого. Съёмка черно-белая, естественно, без звука.

Конечно, это для неё и о ней:

Здесь лапы у елей дрожат на весу,
Здесь птицы щебечут тревожно —
Живёшь в заколдованном диком лесу,
Откуда уйти невозможно.

        Пусть черёмухи сохнут бельём на ветру,
        Пусть дождём опадают сирени, —
        Всё равно я отсюда тебя заберу
        Во дворец, где играют свирели!

Твой мир колдунами на тысячи лет
Укрыт от меня и от света, —
И думаешь ты, что прекраснее нет,
Чем лес заколдованный этот.

        Пусть на листьях не будет росы поутру,
        Пусть луна с небом пасмурным в ссоре, —
        Всё равно я отсюда тебя заберу
        В светлый терем с балконом на море!

В какой день недели, в котором часу
Ты выйдешь ко мне осторожно,
Когда я тебя на руках унесу
Туда, где найти невозможно...

        Украду, если кража тебе по душе, —
        Зря ли я столько сил разбазарил?!
        Соглашайся хотя бы на рай в шалаше,
        Если терем с дворцом кто-то занял!

Существует всего 3 фонограммы, помимо записи с оркестром фирмы "Мелодия". Первая - когда песня предлагалась в театр "Современник" для спектакля "Мой остров". Спасибо Галине Волчек за эту возможность: песни Высоцкого официально звучали со сцены. В 1974 году спектакль даже сняли для Тв. Благодаря чему мы можем слышать и даже видеть, как они звучали в спектакле. Исполнял их Игорь Кваша. И мелодия, и некоторые слова пока отличаются от привычных нам:

Но уже в записи 1973 года для К. Мустафиди рисунок мелодии прослеживается четко. А уже с оркестром песня зазвучала в полную силу. Да простят меня любители исключительно авторской гитары, но именно аранжировка А. Зубова сделала из этого алмаза настоящий бриллиант.

Варианты, рукописи и все 4 фонограммы здесь: https://vk.com/page-50031359_50233889

Спасибо, что прочитали. Если вам понравилась статья, познакомьтесь с другими материалами канала: Каталог статей "Стихии Высоцкого"