Найти в Дзене
Зоя Баркалова

Финиш стройки стал стартом комбината

Оглавление

ОАО «Павловск Неруд», как сегодня называется Павловский горно-обогатительный комбинат, ведет разработку нерудных материалов на базе Шкурлатовского месторождения гранитов. Впервые выходы гранитов в Павловском районе были отмечены купцом Т.С. Тарачковым в 1857 году у сел Украинская Буйловка. В журнале «Воронежские губернские ведомости» №43 было опубликовано его сообщение о том, что над землей возвышается гранитная гряда длиной около ста метров и высотой более 8 метров.

Воронежскую общественность это весьма заинтересовало. Считалось, что ничего подобного на русской земле от Урала до Днепра и от Карелии до Кавказа и быть не могло.

Около 300 лет назад общественность Воронежа постоянно поднимала вопрос о том, чтобы установить в городе памятник Петру, деятельность которого была тесно связанна с Воронежским краем. И когда вопрос о его установке был положительно решен и закончены все подготовительные работы, то общественность города стала искать материал для пьедестала императору, чтобы не доставлять его аж из самой Финляндии. И как раз перед этим 20 октября 1857 года в газете «Воронежские губернские ведомости» была напечатана небольшая статья «Гранит в Воронежской губернии», подписанная неизвестным педагогом и исследователем природных богатств Воронежской губернии Николаем Степановичем Тарачковым. В статье он сообщал о том, что в шести верстах от Павловска, на правом берегу Дона, в слободе Новокаменке (то же самое – Буйловка Малороссийская) имеются два массивных выхода гранита размером: один длиной 120м, шириной 50м, высотой 13м. Второй - длиной 80м, шириной 20м, высотой 9м. Сообщение стало важной научной новостью.

Памятник Петру 1 в Воронеже на павловском монолитном гранитном пъедестале
Памятник Петру 1 в Воронеже на павловском монолитном гранитном пъедестале

Весть об открытии гранитов имела немедленные важные последствия: пьедестал к памятнику Петра 1 в Воронеже тут решили исполнить из павловского камня. Никто даже и подумать не мог, - пустить такой камень на щебень. И вот уже в «Московских ведомостях» №204 за 1860 год сообщили об открытии в Воронеже памятника глубоко чтимому царю с пьедесталом из местного гранита. Между тем сами жители про гранитные скалы знали за полтора века до заметки Тарачкова и называли его буил-камень.

Это сообщение заинтересовало Воронежских высокопоставленных лиц, и 27 ноября того же года по поручению губернатора города Воронежа в Буйловку Малороссийскую для осмотра гранита выехал архитектор Александр Антонович Кюи. Гранит оказался очень красивым: мелкозернистым, красноватого цвета, на подобии финляндского. Но гранитная масса имела очень много трещин и расселин и для монолитного пьедестала под памятник не совсем подходила. Тогда местные жители рассказали академику А.А.Кюи, что в двух или трех верстах вниз по течению Дона, в лесу, в нескольких десятках метров от берега, находится еще одно возвышение гранита. Оно оказалось более монолитным.

О том, как проходило выламывание гранитной глыбы пьедестала, рассказал в своей статье кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России ВГУ Александр Николаевич Акиньшин в своей статье «Юбилей памятника» (журнал «подъем» 1985г, №10, октябрь): «Одновременно на Дону началась ломка гранитных блоков для пьедестала, работой руководил инженер – подпоручик Л.С. Мысловский. 21июля 1859 года семь гранитных глыб весом от 150 до 300 пудов каждая были выгружены на Вилковской пристани на Дону, затем доставлены сухим путем в город. Месяц спустя, на специальной речной барке, построенной крестьянином слободы Воронцовки Шеховцовым, доставлен монолит весом в полторы тысячи пудов».

Можно представить себе, сколько труда было затрачено, чтобы такую громадину в полторы тысячи пудов (это 24 тонны) с берега реки Дона доставить в Петровский сквер Воронежа, где после длительной шлифовки и гранения пьедестал установили на постоянное место.

Первым геологом, более или менее подробно изучившим район, был профессор Петербургского горного института Барбот-де-Марни, проводивший здесь исследования в 1872 году. Он оставил зарисовки и описание ныне исчезнувших обнажений. Доклад Барбот-де-Марни о павловских гранитах на заседании Императорского минералогического общества, как тогда говорили, произвел фурор.

Первым геологом, более или менее подробно изучившим район, был профессор Петербургского горного института Барбот-де-Марни
Первым геологом, более или менее подробно изучившим район, был профессор Петербургского горного института Барбот-де-Марни

Павловские граниты стали излюбленным объектом исследования научной элиты. В дальнейшем проводилось изучение известных выходов гранитов и непосредственно примыкающей к ним территории с промышленной точки зрения. В результате разведочных работ были выявлены запасы гранитов на площади около 6-ти гектаров в объеме 1 млн. кубометров при мощность вскрыши в 15 метров и более, на выходе гранитов у хутора Свинуха.

Крупные геологоразведочные работы проводились в 1955 году. Последовал вывод, что месторождение заслуживает более тщательного изучения и что при закладке многомиллионного каменного карьера разработка гранита вполне рентабельна. Поскольку ранее проведенные исследования касались узкой зоны этих выходов, в 1958 году Воронежской геологоразведочной экспедицией было решено изучить район более широко с привлечением геофизических методов.

Исследованию подверглись районы ранее известных выходов гранитов у сел Русская Буйловка, Украинская Буйловка и у хутора Тихий Дон. В результате проведенных работ было выявлено, что качественные граниты залегают ниже меженного уровня реки. Возможность организации карьеров была поставлена под сомнение.

В 1959 году при бурении скважины №120 с целью проверки магнитных аномалий у хутора Шкурлат-3, геологоразведочной партией Воронежской КГРЭ впервые встречены граниты на глубине 42-х метров. По результатам поисково-разведочных работ, проведенных в 1959-60 годах, был выделен самым перспективным, с наиболее выгодными гидротехническими условиями эксплуатации – Участок №2 – Шкурлат-3.

Почему для колоссальной стройки было выбрано именно Шкурлатовское месторождение? Тому много причин. Донские граниты образовывали крохотные изолированные купола, с бортами, круто нырявшими в мощные осадочные толщи. Запасы камня в них были ничтожными, а уходить за гранитом на большие глубины, борясь с могучим водопритоком из Дона, экономически никак не получалось. Действовал в СССР и закон, ограничивающий хозяйственную деятельность в водоохраной зоне. Иное дело Шкурлатовское рудное поле – колоссальные запасы, доступные глубины, простор для наращивания производства, близость федеральной трассы, приличное удаление от Дона.

Судьба речки Гаврило была решена. Союзное министерство в 1971 году начало возводить свое самое крупное предприятие по добыче гранитного щебня, чтобы спустя пять лет первая продукция пошла на предприятия Черноземья. Прежде чем на пойму Гаврило пришли экскаваторы, разместившуюся на месте будущего карьера курганную группу изучили археологи. При горных работах снятый чернозем складировали, использовали для облагораживания засыпанных оврагов. Таким путем вернули к жизни более ста гектаров пашни.

Это место является уникальным геологическим явлением для Черноземной зоны: мощная 40-километровая полоса горной породы выходит практически на поверхность степной территории, предоставляя исключительные удобства для добычи и отгрузки полезного ископаемого. Павловский гранит славится своей высокой прочностью, имеет благородный красно-розовато-серый цвет, крупно-средне и мелкозернистое строение. Кстати, слово гранит в переводе означает «зерно». Месторождение разрабатывается открытым способом с использованием буровзрывных работ.

Полвека назад здесь была первозданная природа, заливной луг… Сейчас располагается огромное предприятие, основанное на уникальной, практически неистощимой сокровищнице Шкурлатовского месторождения гранитов.

Семидесятые годы прошлого века современные историки нередко называют эпохой застоя. Но те, кто строил Павловский горно-обогатительный комбинат, а потом принимал его в эксплуатацию, хорошо помнят, что это были годы ударного напряженного труда, больших рекордов, планов и перспектив. На Шкурлатовском месторождении гранитов тогда все кипело, бурлило и двигалось. Само же карьерное поле напоминало топкое болото, где можно было пройти только в высоких болотных сапогах. А экскаваторы передвигались на металлических сланях. В 1973 году строительство Павловского горно-обогатительного комбината было объявлено Всероссийской ударной стройкой. Самым первым директором строящегося карьера был Василий Васильев. С июля 1970 года строительство возглавил Владимир Шамрай, которому начатое предстояло довести до конца.

С июля 1970 года строительство Павловского ГОКа возглавил Владимир Шамрай
С июля 1970 года строительство Павловского ГОКа возглавил Владимир Шамрай

Вначале главным инженером дирекции строящегося карьера был Аркадий Пономарев. Потом на эту должность заступил Владимир Зотов. Главным энергетиком строительства был Евгений Квиткин.

Главным энергетиком строительства был Евгений Квиткин.
Главным энергетиком строительства был Евгений Квиткин.

Строительство вели три генеральных подрядчика. Функции генподрядчика по строительству промышленных зданий, сооружений и жилья выполняло Воронежское управление строительства, которое направило в Павловск трест №3, домостроительный комбинат и трест №1.

Владимир Шамрай и его супруга Людмила. Какие светлые, одухотворенные лица!
Владимир Шамрай и его супруга Людмила. Какие светлые, одухотворенные лица!

Генподрядчиком по дорожному строительству стал Минтрансстрой, который в свою очередь был представлен организацией «Юговосттранстсрой» и субподрядные организации – различные механизированные колонны. «Юговосттрансстрой» освоил на строительстве железнодорожных путей около 20 млн. советских рублей.

Еще один генеральный подрядчик – Минэнерго, представленный организацией «Юговостокэлектросетьстрой». Энергетики занимались строительством линий электропередач со станции Райнов – 110-ти и 35-ти киловольтные линии.

За время строительства было выполнено горно-строительных работ на 17 млн. доперестроечных рублей. Объем снятой вскрыши составил 12 млн. кубометров. Было уложено 49 километроввнутрикарьерных работ, 90 тысяч кубометров бетона и железобетона, 500 километровкабеля.

В.Н.  Квиткина вывешивает процентовки на информационный стенд "Показатели соцсоревнования"
В.Н. Квиткина вывешивает процентовки на информационный стенд "Показатели соцсоревнования"

Стоимость всего предприятия составила 116,2 млн. советских рублей.

Наступил памятный 1976 год, от которого и ведет свой отсчет Павловское градообразующее предприятие. Знакомишься с летописью предприятия и зримо ощущаешь пульс того времени.

По воспоминаниям Ивана Ивановича Авдеева, бывшего в 1976 году главным инженером карьера, в Павловске в то время ежемесячно проходили планерки и оперативные совещания руководителей и главных специалистов строительного комплекса области и Черноземья. Проводил их начальник Воронежского территориального управления строительством Арон Евсеевич Левенберг или его заместитель Виктор Трофимович Щетинкин.

Разработка гранитного карьера потребовало строительства железнодорожной линии Бутурлиновка-Павловск, которое полностью выполнил коллектив СМП-519 (начальник – В.Н. Моргун, главный инженер – Б.В. Шпилев).

Строительство горно-обогатительного предприятия требовало притока высоко квалифицированных опытных кадров. Взять их на Павловской земле, где издавна занимались судостроительным делом, переработкой сельхозпродукции и различным ремеслом, было негде. Горное производство было новым для всего Воронежского края. Поэтому специалистов приходилось приглашать со всех концов страны. А для этого нужно было строить жилье. И тогда одновременно со строительством карьера началось и строительство горняцкого поселка – микрорайона Гранитный. Первое общежитие было сдано в эксплуатацию в 1971 году. Его заселили строители и горные специалисты.

-7

Заместитель министра промышленности строительных материалов Василий Можаев, курировавший в те годы строительство ГОКа, писал в докладной записке министру : «Недостаток в жилье создает трудности в комплектовании кадрами всех служб в полном объеме. Необходимо ввести в эксплуатацию 67-квартирный жилой дом, 119-квартирный жилой дом в третьем квартале 1976 года, и жилые дома на 119 квартир в первом квартале 1977 года». О темпах жилищного строительства можно судить по следующим цифрам: только за 8 лет – с 1971 по 1979 годы в микрорайоне построено 12 жилых домов, общей площадью в 42711 квадратных метров и 2 общежития на 720 комнат». Весной 1976 года в микрорайоне Гранитный силами жителей- горняков было высажено в грунт около тысячи саженцев различных пород деревьев и кустарников. Сейчас они превратились в мощные красивые деревья. Радуют своей сочной зеленью и дарят желанную прохладу в жаркий день ивы, рябины, тополя, березы.

Строительство предприятия приближалось к финишу. 29 июня 1976 года заместитель министра промышленности строительных материалов Насриддинова утверждает акт Государственной комиссии о приемке в эксплуатацию объектов первого пускового комплекса Павловского механизированного карьера гранитного щебня Министерства стройматериалов РСФСР.

Первый пусковой комплекс был рассчитан на производство 2275 тысяч кубометров щебня и 325 тысяч кубометров песка в год. Председателем рабочей комиссии по приемке первого пускового комплекса был назначен Владимир Сергеевич Зотов. Мощность первого пускового комплекса предприятия была определена из расчета годовой производительности одной щековой дробилки СМД-60А, которая составляет 2600 тысяч кубометров в год.

Период строительства от начала (в январе 1970 г.) и до пуска первой линии в июле 1976 года фактически составил 76 месяцев. А так, как данное предприятие являлось уникальным в промышленности нерудных стройматериалов, то нормы строительства его даже не утверждались.

Полная стоимость объектов первого пускового комплекса составила 76 775 тысяч рублей. Строительство было принято госкомиссией с оценкой «хорошо».

- Там же, на заседании государственной комиссии министр промышленности стройматериалов РСФСР предложил Дирекцию строящегося карьера впредь именовать «Павловский горно-обогатительный комбинат нерудных материалов».

Проектом для нормальной эксплуатации объектов первого пускового комплекса было предусмотрено 956 трудящихся. Из них – 779 – рабочих и 177 инженерно-технических работников. 25 июня 1976 года явочная численность трудового коллектива составила 539 рабочих и 136 инженеров.

Вместе с введением в строй производственных мощностей от строителей в обязательном порядке требовалось обеспечение предприятия пунктами питания, жильем, детскими учреждениями и другими общественными зданиями.

-8

Была построена столовая на 100 посадочных мест, 5 комнат приема пищи в производственных корпусах. Благоустроенной жилплощадью были обеспечены 29 процентов работников. Для обеспечения необходимой внутренней связи между объектами была установлена автоматизированная телефонная станция, емкостью 200 номеров. Для организации диспетчерской связи была установлена станция административной станции «Темп-40».

1 июля 1976 года на дробильно-сортировочном заводе был получен первый щебень. А уже 11 июля первая продукция Павловского ГОКа была отправлена на строительство Старо-Оскольского металлургического комбината.

-9

Финиш стройки стал стартом комбината.

Уважаемые читатели! Если Вам интересно то, о чем я пишу, прошу поддержать лайками. Подписывайтесь на канал. Пишите свои замечания, отзывы, воспоминания. С уважением и признательностью, Ваша Зоя Баркалова.