Как связаны древнейшие храмы России в Архызе, маленькое село Казанджик в центральной Турции и редкий говор языка малочисленного народа абазин?
В горах Кавказа в долине реки Большой Зеленчук располагаются одни из древнейших храмов на территории России, которые, как считается, использовались аланами (предками современных осетин), жившими в этих местах.
Давно замечено, что эти церкви похожи на своих ровесников на южной стороне кавказских гор - в Абхазии.
Их строительство увязывается с деятельностью царя Абхазии Георгия II (правил с 920 по 955 годы), которого в одном своём письме константинопольский патриарх Николай Мистик хвалил за «ревность» в христианизации алан. Он мог направить на Северный Кавказ, как считается, своих зодчих для возведения этих церквей.
Связь этих мест с абхазоязычными племенами, а точнее с абазинскими подразделениями (абазины и абхазы говорят на очень близких языках, рассматривавшихся в прошлом в качестве диалектов одного языка), как оказалось, не ограничивается средневековой историей.
Выдающийся кавказовед 19-го века Ю.Клапрот в своей статье на французском языке пересказывает первое свидетельство о данных храмах в новейшей истории майора и коллежского ассессора Потемкина, исследовавшего эти места в 1802 г.
"В стране населенной башилбаями, племенем абазской (абазинской) расы, он увидел три каменные церкви", - пишет Клапрот.
Кто такие башилбаи? Это когда-то крупное подразделение ныне малочисленного народа абазин населяло горные районы Северного Кавказа на границе с Абхазией. Башилбаи имели сложную судьбу - на рубеже 18-19 веков они сильно пострадали от чумы, что вкупе с военными действиями времен Кавказской войны побуждало их к регулярным переселениям на Кавказе и сильно ударило по их численности. К концу 1860-х значительная часть башилбаев переехала в Турцию, а оставшиеся - смешались с родственными абазинскими подразделениями на Кавказе.
На факт принадлежности абазинам в недавнем прошлом земель, где расположены храмы, никто из исследователей до сих пор не обращал специального внимания, хотя с учетом других обстоятельств, включая схожесть храмов с абхазскими, игнорирование этого факта представляется странным.
Вполне вероятно, что предки башилбаев могли иметь отношение к их появлению. Если так, то и переселение предков абазин на Северный Кавказ из Абхазии может оказаться связанным с распространением христианства среди других кавказских народов и экспансией средневекового Абхазского царства.
В районах, где видимо исторически жили Башилбаи сегодня проглядывает абхазо-абазинская топонимика. Недалеко от Архыза есть перевал Речепста, где элемент "пста" ("долина реки") выдает ее абазинское (башилбайское) происхождение. Не исключается и башилбайский генезис названий Архыз, хребта Абишира-Ахуба, Дамхурц, Пхия и других.
Благодаря интернету мы можем услышать и, скорее всего, почти вымерший башилбайский диалект абазинского языка. На нем сегодня говорят в маленьком селе Казанджик (центральная Турция), в котором оказались переселенцы с Кавказа 19 века, а теперь живут их потомки.
С 5:59 на абазинском (башилбайский говор)
Для не знающих абазинского языка эта запись мало что говорит. Однако анализ показывает, что этот говор является как бы недостающим звеном в переходе между горными (ашхаруа) и равнинными (тапанта) разновидностями абазинского языка, что свидетельствует об их особой близости и общем происхождении, которое не было очевидно ученым (в науке закрепилось представление о независимом друг от друга разновременном переселении абазин-тапанта и ашхаруа на Северный Кавказ). С учетом лексики, фонетики и морфологии можно предположить, что равнинный диалект абазинского (легший в основу литературного языка тапантинский диалект) мог составлять когда-то единое целое с протобашилбайским говором. В этом случае концепция разновременного переселения двух основных групп абазин - ашхаруа (горцев) и тапанта (равнинных) - должна быть изменена на гипотезу о переселении абазин сначала в горы Северного Кавказа с южных склонов Кавказского хребта (из Абхазии) и последующим переселением части горцев на равнину.
К слову название равнинных абазин "тапанта", скорее всего, осетинского происхождения, что может говорить в пользу абазино(абхазо)-аланского взаимодействия в средние века, в том числе на почве процесса распространения христианства на Северном Кавказе.
Изложенные в этом материале факты, как кажется, требуют скрупулезного исследования для прояснения важных моментов истории Западного Кавказа.