Найти тему
ОГЭ математика

Полезные формулы из подобия треугольников. Задания 15 и 23/24 ОГЭ

Добрый день, уважаемые читатели. Если вы готовитесь к ОГЭ или просто хотите повторить темы школьной программы с 5 по 9 класс, подписывайтесь на канал :)

В этой статье рассмотрим два очень важных соотношения, которые можно вывести благодаря признакам подобия треугольников.

Рассмотрим их на примере задач из открытого банка заданий ОГЭ с сайта ФИПИ.

Задание 1

рисунок к задаче
рисунок к задаче

Задача решается устно, если знать свойство медиан:

Медианы треугольника пересекаются и в точке пересечения делятся в отношении 2:1, считая от вершины.

НО для достоверности докажем это (тем более, что на ОГЭ в задании 24 необходимо доказывать некоторые свойства)

1) построим отрезок MN. По определению это средняя линия треугольника.

-3

ТЕОРЕМА (свойство средней линии)
Средняя линия треугольника, соединяющая середины двух данных сторон, параллельна третьей стороне и равна ее половине
Эта теорема тоже доказывается из подобия образовавшихся треугольников: △ABC~△MBN (AB:BM=BC:BN=2:1; ∠B-общий), следовательно АС:MN=2:1, AC||MN.

Теперь видно, что при пересечении медиан и дополнительном построении образовались два треугольника: △AОC и △MON. Эти треугольники подобны (по двум углам, т.к. MN||AC образовались две пары равных накрест лежащих углов):

-4

Запишем отношения сторон подобных треугольников.

AO:ON=CO:OM=AC:MN=2:1

Что и требовалось доказать.

В записи у меня получилось так:

-5

Теперь этим свойством медиан можно пользоваться при решении без дополнительных доказательств, если в задании не звучит необходимость доказательства!

Решение:

-6

Задание 2

-7
-8

Это задание на знание пропорциональных отрезков в прямоугольном треугольнике.

При проведении высоты в прямоугольном треугольнике на гипотенузу образуются пары подобных треугольников: △AСB~△AHC; △ACB~△BHC; △ACH~△CBH. Подобие всех треугольников можно доказать по "двум углам".

Докажем подобие последней пары.

-9

Из подобия запишем отношения сторон:

-10

Большая трудность возникает у школьников при поиске соответственных сторон. Обратите внимание равные углы на рисунке показала одинаковым цветом. Для записи отношения рассматриваю сторону АН (тр-ка АНС), на ней лежат прямой угол и "зеленый" острый угол. Значит ей будет соответствовать сторона СН (тр-ка СНВ), т.к. на ней лежат прямой угол и "зеленый" острый угол. Аналогично ищем сторону соответствующую стороне СН (тр-ка АНС) по прямому и "фиолетовому" углу в треугольнике СНВ.

Раскроем пропорцию в последнем соотношении сторон:

-11

Этой формулой также можно пользоваться без доказательства, если этого не требует само задание.

Остается записать решение задачи:

-12

Знание соотношения отрезков в треугольниках сильно упрощают решение задач. Умение выводить и доказывать эти соотношения поможет разобраться с принципами построения доказательств для задания 24.

Если вы знаете того, кто готовится к ОГЭ, поделитесь с ним этой информацией. Всегда пригодится.

Не забудь нажать на пальчик вверх после прочтения и подписаться. За это отдельная благодарность

(✿◠‿◠)

-13