В кинематографе есть такой приём, как «фильм в фильме». Он используется, когда зрителю хотят на что-то намекнуть. Допустим, тётка главгероя «Покровских ворот» смотрит «Убийство на улице Данте», где снимался молодой Михаил Козаков – режиссёр тех самых «Покровских…». Этакий привет самому себе – юному и постмодернистская игра.
Или же фильм – это просто фон, что бывает гораздо чаще. Например, телевизор Нади Шевелёвой выдаёт «Соломенную шляпку» - фрагмент, где Миронов и Гурченко отплясывают в антураже шляпного магазина. (Вот, если бы Лукашина играл Миронов, а Надю – Гурченко, это был бы уже постмодернистский выверт, но сейчас не об этом).
В пятисерийной ленте «Место встречи изменить нельзя» (1979) есть сцена, где Володя Шарапов и следящий за ним Промокашка идут в кинотеатр и на некую комедию. Уже на момент съёмок «Места встречи…» этот фильм был основательно подзабыт и смотрелся анахронизмом. Его иногда показывали в московском кинотеатре «Иллюзион».
Сейчас, благодаря инфо-среде Интернета, многие старые кинокартины получили, что называется, «вторую жизнь» - их выкладывают на видеохостинги, смотрят и даже комментируют. Итак, фронтовая сатира «Новые похождения Швейка» (1943) – вещь, популярная во время войны и сразу после неё.
Жанр военной сатиры – отдельная страница для исследований. (В СССР 1941-1945 гг. выпускались фронтовые сборники и целые фильмы, вроде «Антоши Рыбкина» (1942) – кстати «Антоша…» тоже был включён в Боевой киносборник №3, но его чаще всего крутили отдельно, а в 1980-х пару раз показали по ТВ).
В этих сюжетах всегда орудовали тупые, карикатурные фашисты, делающие разные смешные глупости. «Новые похождения Швейка» из той же серии. Это некое логическое продолжение книги Ярослава Гашека, но теперь уже чеха Швейка, живущего в Протекторате Богемии и Моравии, призывают в немецкую армию.
Точнее, Швейк сбегает из тюрьмы и тут же попадает на призывную комиссию. Этот момент и показан в «Месте встречи…» - фашистская комиссия представляет собой конвейер, где людей переодевают в форму и отправляют на смерть. Швейк, оказываясь на Балканах, начинает помогать партизанам.
Помимо этого, бравый солдат пытается реализовать свою мечту – убить Гитлера, но каждый раз оказывается …его нечаянным спасителем, за что получает награды. Финал там открытый – ибо война ещё не окончена, и Швейк обращается к зрителям с фразой: «Товарищи, уж вы-то мне поможете…!»
Надо сказать, что фильм, хотя и наивный, однако, сделан качественно. Команда подобралась очень сильная, что неудивительно – пропаганда не терпит халтуры. Режиссёр – именитый мастер Сергей Юткевич («Встречный», «Шахтёры», «Человек с ружьём»). В роли Швейка – популярный театральный актёр и педагог Борис Тенин, снимавшийся и в кино (у того же Юткевича).
Тётку Швейка сыграла великолепная Фаина Раневская. Гитлера – характерный Сергей Мартинсон. Немецкого командира – не менее фееричный Сергей Филиппов. То есть были приглашены самые яркие комические актёры. «Новые похождения Швейка» крутили в кинотеатрах года до 1950-го, а в провинции и чуть подольше.
Zina Korzina (c)