Найти тему
Genesis family

"In the Air Tonight" хиту Фила Коллинза 40 лет. История создания, о чем песня

40 лет назад, 9 января 1981 года, состоялся выход первого сольного сингла Фила Коллинза - "In the Air Tonight" (на стороне B - "The Roof is Leaking"). Песня "In the Air Tonight" была написана еще в 1979 году.

В 1977-1978 годах из-за огромной загруженности и постоянного отсутствия дома, брак Фила с Андреа Берторелли начал давать трещину. В декабре 1978 года, сразу после тура, Фил попытался спасти свои отношения с женой, которая на тот момент переехала в Ванкувер с двумя детьми.

Пока еще счастливы вместе, 02.08.1976
Пока еще счастливы вместе, 02.08.1976

Фил: "Мы встретились в Чиддингфолде - я, Тони Смит, Тони Бэнкс, Майк. Я сразу обозначил свое настроение: "Слушайте, мне нужно в Канаду. Во что бы то ни стало, я собираюсь вернуть свою семью". Я ужасно скучал по детям, мне казалось, что у меня будет шанс всё исправить. "Мы можем работать в Ванкувере. Если вы согласны, то я остаюсь. Если нет, я покидаю группу". Они мне сказали: "У нас много материала. Езжай, разберись в себе, а мы пока займемся сольными альбомами"."

Тони: "Мы могли, конечно, образно говоря, прижать его в угол и сказать, мол, да, это конец. Но мы решили сделать всё, чтобы сохранить группу, хотя бы на несколько месяцев".

Майк: "Это лишь один из примеров того, как работает группа. После того, как он изъявил желание ехать в Канаду, мы сказали: "Езжай, а там посмотрим". Я был полностью на его стороне, считаю, что семья должна быть на первом месте. Ну а если бы ему пришлось жить в Ванкувере, мы бы в любом случае, нашли возможность работать дальше. Это лишь вопрос географии".

1978
1978

В апреле 1979 года Фил вернулся домой, в Великобританию - семью сохранить не удалось, Андреа подала на развод. Фил очень тяжело переживал это событие и, помимо частого посещения различных баров, с головой ушел в написание песен.

Фил: "Я вернулся через несколько месяцев, к этому времени Тони и Майк с головой были заняты своими сольными делами, а я начал ковыряться со своими студийными "прибамбасами". В 1978 году мы впервые были в Японии, но я уже тогда был несколько дезориентирован. Там мы купили первые драм-машины фирмы Роланд. Абсолютно новые. Вряд ли их можно было бы купить где-то за пределами Японии. Хотя изначально я считал, что они мне не нужны... Они издавали слишком "компьютерный" и жестяной звук. Но когда в конце года от меня ушла жена с двумя детьми, а также двумя собаками, мой дом в Гилдфорде превратился в одно большое государство с большим количеством звукозаписывающего оборудования. Я был предоставлен самому себе и с головой ушел в работу. Принимал любые предложения, играл всё еще с Brand X, познакомился с Эриком Клэптоном, поработал с Питером Гэбриэлом и тд, и тд... Одним словом, это был очень занятой, но продуктивный период. Вышло много отличной музыки. Поэтому я подумал: "А может всё-таки идея попробовать драм-машины - не такая уж и плохая!" Вот тогда я и начал писать свои песни. Эдакое послание жене. Но сольный альбом я еще делать не планировал. Считайте, что я писал личный дневник".

октябрь, 1979
октябрь, 1979

В октябре он вернулся в студию вместе с участниками "Genesis" для записи нового альбома группы. Среди написанного Филом "домашнего материала" Тони и Майк выбрали "Misunderstanding" и "Please Don't Ask Me".

Вспоминает Тони: "Он сыграл нам несколько вещей, которые потом вошли в его альбом "Face Value". Там было много нетипичного для нас... Например, "If leaving Me is Easy" или "Misunderstanding" - песни нам нравились, но выбрали мы последнюю".

Фил Коллинз утверждает, что тогда же он сыграл для Тони и демку новой на тот момент песни "In the Air Tonight".

Вспоминает Тони: "Я всё помню по-другому. Он показывал мне ее позже, уже когда мы записали "Duke", в песне ещё не было вокала, и мне показалось, что она вполне неплохо звучала для нас. Это была типичная песня для "Genesis" - с этой неповторимой атмосферой, которые создают пэды, с теми аккордами - то, что называется "trademark". Но слава Богу, мы ей тогда не занялись, иначе бы очень усложнили песню"

октябрь, 1979
октябрь, 1979

Во время записи песни Фил постоянно экспериментировал с текстом. Позднее он говорил: "Я не знаю, о чём она. Когда я писал её, моя личная жизнь разрушилась. Я тогда был просто вне себя после развода, и свой гнев выразил через эту песню. Мне потом рассказывали историю, будто она основана на реальных событиях, что, мол, я увидел человека, который тонул, видел какого-то убийцу, который не помог тому бедняге... Затем я пригласил убийцу на свой концерт, где спел эту песню, на том же шоу его арестовали... Боже, это полный бред! И каждый раз, возвращаясь в Америку, я слышал всё новые и новые версии этой "утки". И это печально. Это одна из тех немногих моих песен, о которых я могу сказать, что не знаю, о чём она".

Песня состоит из двух частей, в её основе лежат пэды (педали), гитара и драм машина (Roland CR-78). Во второй части драм-машину заменяют мощные ударные Фила, а между частями - ставшее знаменитым кульминационное барабанное вступление Фила, которое в последствии ещё повторится в другой песне Коллинза "Thru These Walls".

Интересно, что во время первого исполнения этой песни на телевидении в "Top of the Pops", рядом с Филом стояла банка с краской - своеобразный намёк на художника, с которым Андреа завела роман ещё будучи женой Коллинза. Впрочем, в 2014 году бывшая супруга Фила выступила со своей точкой зрения:

"Фил заявляет в своих интервью, в своих песнях, что я сбежала с декоратором, но это не правда, - говорит она. – Наша семейная жизнь разрушилась по многим причинам. Одна из главных причин – его вспыльчивость, «любовь к спорам» - с ним все должны быть согласны! Он ругался много и часто, порой я чувствовала, что надо мной просто издеваются. Он заработал целое состояние, воспевая наш развод и свое «разбитое сердце». И ему даже не интересно, что чувствую я. Что чувствую наши дети. Все эти годы он играл роль жертвы, и я думаю, что уже пора остановиться.

Я очень хорошо помню тот выпуск «Top of the Pops, когда он выступал с банкой краски на рояле. Что тут сказать? Я была в ужасе… Чувствовала себя оскорбленной, чуть ли не до тошноты. И сразу поняла, что это был «месседж» именно мне, но зачем делать это столь публично? Потом репортерам он рассказывал, что я сбежала с декоратором. Другие исполнители, как певица Адель, в своих альбомах, конечно, делятся своими историями «разбитых сердец», но есть одно отличие – они не называют имён и они не унижают так, как делал он. Конечно, эта история играла ему на руку, она создавала ему образ «хорошего парня», а мне достался образ «злодейки», и я ничего не могла с этим поделать. Когда я попросила его прекратить это всё – говорить, писать песни о том, что было между нами, он сказал, что он, мол, имеет лицензию артиста - писать обо всём, о чём он хочет. На самом деле, он не на разводе заработал свои деньги, а на моих чувствах и на чувствах своих детей"

Сингл возглавил чарты в Германии, во Франции, Нидерландах, Австрии, Швеции и Швейцарии. В Великобритании, Канаде и Ирландии сингл достиг 2-й строчки, в Италии - 3-й. В США "In the Air Tonight" смог дойти лишь до 19-го места.

-6
-7

Майк: "После выхода Face Value настали странные времена. Мы тогда вовсю трудились в студии. Вышел сингл In the Air Tonight и уже на первой неделе попал на 1-ю строчку. Думаю, если бы это случилось в период отсутствия какой-либо занятости, то успех Фила мы бы восприняли тяжелее. Но поскольку мы в тот момент усиленно работали, создавали новое звучание группы, то эта новость на нас никак не повлияла. Мы были полностью сконцентрированы на Genesis... Нашей группе одной из немногих удалось удачно скоординировать сольные релизы её участников так, чтобы это сыграло в правильном и конструктивном ключе".

В "черную пятницу" 2015-го года состоялось переиздание сингла "In the Air Tonight".