Найти тему

СВАРЗ-ТС – московский эксклюзив 60х

Всем привет!

Не так давно в Москве практически полностью закрыли троллейбусное движение, оставив лишь один так называемый «музейный» маршрут. А ведь во времена СССР Москва была впереди планеты всей, активно развивая электрический колесный транспорт в привычном для нас понимании. По улицам города разъезжали самые разные модели троллейбусов, и некоторые из них не встречались больше нигде в стране. Одной из этих моделей как раз и будет посвящена эта статья.

Троллейбус СВАРЗ-ТС. Источник фото: gruzovikpress.ru
Троллейбус СВАРЗ-ТС. Источник фото: gruzovikpress.ru

Наш герой стал первым в СССР сочлененным троллейбусом. Его выпускали на Сокольническом вагоноремонтном заводе с 1959 по 1967 г.

Троллейбус хоть и был по большей части унифицирован с одиночным предшественником СВАРЗ-МТБЭС, однако выделялся в первую очередь размером и вместимостью. За второе качество эту машину прозвали «пылесосом». Салон был рассчитан на 224 пассажира, но есть легенда что однажды в такой троллейбус втиснулось… 402 человека!

Салон СВАРЗ-ТС. Источник фото: gruzovikpress.ru
Салон СВАРЗ-ТС. Источник фото: gruzovikpress.ru

Но это же число часто играло с машиной злую шутку: из-за недостаточной мощности электромотора троллейбус не выдерживал нагрузку и не мог динамично разгоняться, в результате в час пик нередко возникали «пробки» из троллейбусов, впереди которых был переполненный СВАРЗ-ТС.

Источник фото: gruzovikpress.ru
Источник фото: gruzovikpress.ru

Тем не менее, эта машина стала ярким элементом московских улиц 60х годов и новым словом в отечественном машиностроении.

Однако мощностей завода не хватало, чтобы полностью удовлетворить потребности даже одной Москвы в таком транспортном средстве, а ведь интерес к нему был и в других городах. Предпринималось несколько попыток организовать производство на более крупных предприятиях, но ни одна из них принесла плоды.

СВАРЗ-ТС сзади. Источник фото: transphoto.org
СВАРЗ-ТС сзади. Источник фото: transphoto.org

Сокольнический завод за все время производства выпустил 135 экземпляров «пылесоса», и практически все они дальше Москвы не распространились. Лишь в 1970 г. 7 машин было передано в Тбилиси. Еще через два года началось массовое списание этих троллейбусов, а последняя машина покинула московские улицы в 1975 г.

СВАРЗ-ТС в последние годы работы. Источник фото: transphoto.org
СВАРЗ-ТС в последние годы работы. Источник фото: transphoto.org

После этого тема сочлененных троллейбусов была надолго забыта. Лишь в середине 80х гг. на заводе им. Урицкого появилась новая сочлененная машина под обозначением ЗиУ-10, но это уже совсем другая история.

А у меня на этом все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и до скорой встречи!