Когда люди, далёкие от преподавания русского языка, ругают формат ЕГЭ по этому предмету, больше всего достаётся 8-му заданию, где необходимо найти предложения с грамматическими ошибками и классифицировать их. "Зачем давать такие громоздкие задания, от которых у детей голова кругом?" - вопрошают возмущённые защитники измученных русским языком одиннадцатиклассников (это они ещё не видели, какие новшества подготовил ФИПИ для выпускников 2022). Сами же ученики, приходящие ко мне на занятия и выполняющие первый, условно говоря, пробник, чаще всего это задание пропускают. Пугает оно их, видимо, необходимостью вдумываться и анализировать.
А потом ученики начинают это задание любить. "О! Ошибочки искать!" - с предвкушением потирая руки, восклицают они. А за что ж его не любить-то? Умение видеть и исправлять чужие грамматические ошибки позволяет не допускать своих. И целых пять первичных баллов в копилочку. Некоторые за весь блок орфографии столько с трудом набирают.
А появилось это задание в КИМах не так давно: в 2015 году. Правда, тогда оно было намного проще. Дано: слева - пять предложений (и все пять с ошибками), справа - семь видов грамматических ошибок (набор всегда стандартный). Необходимо установить соответствие между предложениями и допущенными ошибками.
Выпускники 2015 года особо не заморачивались и подходили к выполнению этого задания формально: вижу причастный оборот - значит, это ошибка в построении предложения с причастным оборотом, есть однородные члены - пусть это будет ошибка в построении предложения с однородными членами. То есть, не видя самой ошибки и не понимая, как её устранить, они умудрялись выполнять задание правильно.
Через год составители поняли свою оплошность и, как сейчас принято говорить, "закрутили" задание: сделали его более сложным и интересным. Теперь мы имеем девять предложений, и только пять из них с ошибками. Сейчас в задании может быть, например, четыре предложения с деепричастным оборотом, но только одно из них - с ошибкой. Список самих ошибок тоже расширился. В 2016 году в 8-е задание добавили
- ошибку в построении сложного предложения
- нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
- ошибку в употреблении числительного.
Кому интересно, как найти эти ошибки и получить пять баллов за одно задание, оставайтесь на канале Люблю читать, люблю писать. Именно об этом пойдёт речь в следующих публикациях. Для тех, кто первый раз на моём канале, оставляю ссылку на статью-навигатор.
Кстати, в эпоху "до ЕГЭ", когда одиннадцатиклассники для поступления в вузы сдавали централизованное тестирование, задание на поиск грамматических ошибок было намного сложнее. С этим согласились мои ученики, которым я предложила выполнить пять вариантов из ЦТ 1999 года.