В этом году РЖД преподнесло приятный сюрприз – на зимние праздники с Ярославского вокзала пустили рельсовый автобус до Переславля. Случайно узнав об этом, мы с женой решили поехать «прямо сейчас», на следующий день. Но все места были заняты! Пришлось поездку перенести на три дня. В этом случае было много свободных мест и можно было взять места у окна.
РЖД не обмануло наших ожиданий. Это был, действительно, рельсовый автобус из трех вагончиков: гораздо меньше обычного поезда по габаритам, украшенный, теплый, с чаем и кофе, с чистыми туалетами – что еще надо было для счастья. Для счастья не хватало совсем чуть-чуть: сиденья были тоже маленькими – взрослому пассажиру на нем не поместиться. Если бы это была поездка на минут 15, то да, так сойдет. Но здесь предстояло сидеть три часа.
Нам показалось подозрительным, что все вагоны были полны до последнего кресла, а наше полузакуток был почти пустой. Мы поняли, что мы «попали», когда тронулись – под нами был двигатель – он тарахтел с таким надрывом, что разговаривать друг с другом было невозможно. Хорошо, что у меня были наушники с активным шумоподавлением – я даже умудрился в них и поспать. Выползли и другие «хронические заболевания» вагона: из окон отчаянно дуло (кто-нибудь может мне объяснить, почему в наших вагонах дует всегда, когда бы они не были построены?), двери в тамбур не закрывались – хорошо, что бус шел без остановок – раз закрыл и всё.
Но, как бы я не привередничал, в вагоне было вполне комфортно.
Приехали в Переславль-Залесский и еще одна неожиданность: нас встречали два автобуса Залесского экспресса, которые должны были нас обслуживать. Нам выдали карты города, расписание о объяснили, что автобусы ходят по кругу и можно сойти на одной остановке, посмотреть достопримечательности, снова сесть в другой автобус и проехать в другие интересные места. Мы воздали хвалу великому богу российского туризма и что, наконец, у нас стал сервис «как за границей». Жизнь нас жестоко обломала. Пазик с натугой штурмовал не чищенные улицы, водитель (его прислали из Ростова) не знал ни местных дорог, ни остановок – поэтому одна из девушек-гидов, которые раздавали нам буклеты, работала для него навигаторами. Доехали до музея «ботик Петра первого». К кассе музея надо было пройти по мостику «радугой» - красивый мостик, который был весь во льду и не было попыток его почистить или, хотя бы, посыпать песку или соли. Для молодежи это стало аттракционом: они на руках подтягивались за перила и вытягивали свои тушки на горб моста, далее была другая задача – тормозя за перила, спуститься живым вниз. В общем, пенсионеры отсеялись сразу. А правда, нафига пенсионерам и лицам со слабым здоровьем ботик Петра? Благо у меня фотоаппарат с телеобъективом – фотографию Петра у меня сделать получилось.
Какой-то Петр Первый странный (может быть, он тоже по этому мостику пытался пройти?). Но фотоаппарату виднее.
Тем временем в автобусе гидки сказали, что по расписанию, автобус здесь стоит 20 минут. Сидим ждем….
Поехали. Проехали пару остановок и гидки сказали, что они с утра не ели, у них обед и… опять стоим, ждем…
Прошло минут 20. Довольные и пахнущие шашлыком гидки возвращаются в автобус, пассажиры пытаются бунтовать, Пазик, начинает ехать чуть быстрее. Доехав до Никитского монастыря, все туристы бегут из автобуса, как заключенные из тюрьмы при побеге. Наконец-то можно прикоснуться к тому, за чем мы сюда приехали.
Никитский монастырь – один из древнейших монастырей России. Согласно сказанию Степенной книги, князь Владимир Святославич отдал Ростово-Суздальскую область своему сыну Борису. Нынешние насельники считают 1010 год датой основания святой обители. Именно в это время Борис и епископ Иларион основали первые церкви на Плещеевом озере, утверждая таким образом христианство на языческих землях.
Походив по монастырю, мы, естественно, захотели вернуться обратно в центр. Но остановке тур автобуса стояла толпа туристов. Мы подошли к местному таксисту, и он вызвал для нас такси. А через пять минут за нами и приехал – все такси были заняты. Вот мы его и попросили показать нам город. Не прогадали. Во-первых, он отвез нас на Красную площадь города.
Здесь, в 1220 году, в княжеских палатах родился Александр Невский. Отсюда, в 1241 году переславская дружина с ним во главе, отправилась на битву с немецкими рыцарями.
Позже, в 1480 году Иван III (Великий, дед Ивана Грозного) вел переговоры с литовскими послами.
Спасо-Преображенский собор (1152 год) был закрыт был закрыт, туристы протоптали вокруг него тропку, пытаясь найти вход.
Об остальных объектах Красной площади в сети сведений почти нет.
Владимирский кафедральный собор
и церковь Александра Невского очень гармонирую друг с другом. К сожалению, я не нашел точки, с которой можно было их сфотографировать вместе.
Интереснейшая по форме церковь Петра Митрополита была в полуразрушенном состоянии
Всё. Нам хватило пятнадцати минут, чтобы осмотреть Красную площадь и отправиться дальше.
Очень приятное впечатление оставил Свято-Никольский монастырь (1348). Территория очень ухожена, дорожки вычищены.
Можно было спокойно походить по территории, оглядеться, зайти в Никольский собор монастыря и посмотреть Корсунский крест, который является главной святыней обители. Почему?
Корсунский крест — русское название четырёхконечного креста, относящегося к древнему византийскому типу. Примеры подобных крестов находились в период раннего средневековья в алтарях храмов Сирии, Армении, Грузии, а также на Афоне. Своей формой такие кресты восходят к форме креста, который, по преданию, явился на небе императору Константину перед Мильвийской битвой. Первые образцы таких крестов пришли из Византии через город Корсунь (сейчас Херсонес), поэтому они и получили такое название.
В Кресте хранятся мощи десятков святых, включая мощи Иоанна Предтечи, апостола Павла, мученика Виктора, мученика Димитрия Солунского, великомученика Георгия Победоносца, частица гробницы Иоанна Богослова. Как предполагается, Крест был изготовлен в Ростове Великом в XVI или XVII веке.
Затем водитель нас повез в другую церковь...
Всё это – наша история, но, честное слово, у меня после посещения пары-тройки церквей в один день, в голове всё перемешивается. Но эту надпись я не забуду 😊
Когда мужик голоден, то он становится злым. Моя жена всегда помнит об этом (или я ей не даю забыть?). Поэтому от пищи духовной мы обратились к пище насущной. Надо отдать должное Переславлю, здесь много мест, где можно посидеть и перекусить – на любой ценовой уровень. Причем, кафешки очень уютно оформлены.
Затем мы прошлись по центру города, где было возможно. Есть интересные дома в городском парке. Очень необычно выглядит обычная школа – она просто украшает старую часть города.
У нас еще оставалась куча времени до отхода поезда. Мы решили пойти до вокзала пешком, чтобы посмотреть не только центр города.
Общее впечатление от города? Оно такое:
Очень много заброшенных деревянных домов (и не только деревянных). Если бы это привести в божеский вид….
Вопрос о дороге к железнодорожному вокзалу приводил местных в ступор – как я понимаю, регулярного железнодорожного движения до города нет.
Гулять по морозу еще лишний час не хотелось – нас приютил какой-то кавказец в придорожной кафешке с одним столиком. Мы посидели-погрелись и пошли к поезду.
В общем, вывод нам подсказал сам город:
Не сочтите за рекламу, не пользуйтесь автобусами этой компании:
Идея была хорошая, но вот ее претворение в жизнь, увы… не теряйте времени.
Обратно мы ехали в вагоне без двигателей – было идеально тихо. И соседи подобрались веселые – за разговорами дорога обратно пролетела очень быстро.
Поехали бы мы еще раз в Переславль? Да, поехали бы.
Дендропарк, железнодорожный музей – еще есть, что можно посмотреть.
PS: Извините, если я кого обидел. Я не всегда такой злой. (видели бы вы меня после того, как я вылез из Пазика после полутора часов езды в нем между пятью остановками)