Рассуждения режиссера, педагога, Сергея Александровича Соловьева – это всегда вкусно, насыщенно живой мыслью, призывом к интеллигентному разговору. Порой читаешь его, или смотришь его документальные речи, и думаешь, как мыслит логично, но не соглашаешься, и даже не замечаешь, как начинаешь вести беседу «на повышенных тонах» о культуре, и ее ручейках в будущее.
Вспомните его «Черную розу – эмблему печали, красную розу – эмблему любви», а еще лучше – самую позднеперестроечную его ленту «Дом под звездным небом». Ох, как много вопросов возникало у зрителей и критиков к тому, как Сергей Александрович показал крах советского общества и облаву западной, еще не познанной отечеством культуры. А что теперь? Теперь это документы эпохи.
Перебирая подборку старых журналов «Искусство кино», наткнулся на большое интервью с Сергеем Соловьевым. Интересно, и, главное, актуально, как будто, вчера беседу вели. Вот несколько тезисов от Соловьева, о том, как себя чувствует российское кино, и чем оно разительно отличается от американского. Кому, как ни создателю лент «Сто дней после детства» и «Асса» об этом поговорить.
«Мы стопроцентно кинематографическая держава в том смысле, что можем сами себя обеспечить собственной продукцией, которая будет пользоваться не худшим спросом, чем импортная. Людям нужно ощущение жизни как божьего праздника. В 80-е годы нужна была истина, а теперь – ощущение праздника. Как-то Вячеслав Полунин пустил в зал шары, и все стали толкать их. Что нужно для народа? Вот это! Шары покатятся, и ты оторвешь задницу от стула и станешь лениво перекатывать их. Искусство – это всегда игра, всегда модель, которая должна тебя затянуть».
«Лучшее, что было в советском кинематографе, это попытки сохранить живое начало. Алейников в фильмах сталинского времени – это живой герой в условиях, где живым фигурам не место. У нас стремятся построить повествование на том, что за Западе выбрасывают в корзину. У Достоевского Раскольников убивает старушку на четырех страницах, а переживает на четырехстах. В Западном романе и кино все наоборот: переживать он будет на четырех, а убивать… . В этом и есть отличие нашего кино от западного – живое начало».
«Мы ничего не добьемся в нашем кино, пока будем поднимать цены на бензин до мирового уровня, а ставки оплаты труда держать на уровне, чтобы не сдохнуть. На Западе ты снимаешь хреновенькую картину, и тебе хватает, чтобы прожить четыре года. Естественно. Молодые режиссеры смотрят туда и прикидывают, как бы снять так, чтобы там понравилось».
«В своей речи я использую лексические элементы низкого рода, это тоже романтика. Мы в молодости как людей определяли: ругается человек матом, что слушать противно – это … человек. А когда мат ничего, кроме красоты речи не добавляет – это наш человек. Сам мат у нас – это и достояние жлобов, и украшение жизни. Мат – это рококо нашей жизни».
Фото: Википедия, документальный фильм
Еще почитать:
Привет от Данилы и совет Балабанова: как Сергей Бодров снимал фильм «Сестры»
Хороший довод для плохих парней: лучшие фильмы 2020 года
Русское фэнтези в традициях сказок Роу: на экраны вышел фильм «Последний богатырь: Корень зла»
Подписаться на канал «КиноНытик» можно по ссылке