Данный стиль просуществовал 150-200 лет начиная с XVII века. Барокко принимается, как охваченный в динамике ренессанс, достигший своего апогея. В источниках, слово «Барокко» трактуется по-разному: скрученный камень, странный, причудливый. Но одно точно, что ему равнознаБчно слово — «триумф».
Эпоха барокко – это эпоха мечты, чтобы отвлечь людей от войн и голода. Получил преимущественное распространение в католических странах, затронутых в процессе контрреформацией.
В 17-м столетии папский Рим стал главным барочным городом в Европе. Микеланджело Буонарроти дал основной толчок для этого и вышел из «рамок ренессанса». Он сделал купол собора Святого Петра вытянутым подобно эллипсу вместо классической полусферы, тем самым выразив символ «торжествующей воли».
АРХИТЕКТОРЫ. ЯРКИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ БАРОККО:
Бартоломео Карло Растрелли (1675-1744)
Жан-Батист Александр Леблон (1679-1719)
Иоганн Готфрид Шедель (1680-1752)
Карло Фонтана (1638-1714)
Джованни Мария Фонтана (1670-1712),
Карло Мадерна (1556-1629),
Бернини Джованни Лоренцо (1598-1680),
Бальдассаре Лоренга (1598-1682),
Карло Райнальди (1611-1691),
Гварини Гварино (1624-1683),
Доменико Андреа Трезини (1670-1734)
Хосе Бенито Де Чурригера (1665-1725),
Франческо Бартоломео Растрелли(1700-1771),
Бухвостов Яков Григорьевич (кон 17-го нач. 18-го вв)
ХАРАКТЕРИСТИКА АРХИТЕКТУРНОГО СТИЛЯ БАРОККО
Сущность данного помпезного стиля заключалась в использовании грандиозных архитектурных форм для представления могущества государства и его прославления.
Атмосфера помпезности присутствует в местах где возникают строения, дворцы и парки в стиле барокко. Архитектура в стиле барокко – это больше, чем зодчество: архитектура и скульптура сливаются воедино, становясь архитектурным ваянием. Из колонн, капителей и систем балок рождается орнамент. Архитектурные элементы становятся скульптурами, обретающими самостоятельную жизнь.
Архитектура барокко породила новые тенденции в строительстве целых ансамблей. Здания становятся единым целым с прилегающими парками и садами. Парки украшают роскошными мифологическими скульптурами и пышными фонтанами, тем самым создается ощущение композиционной завершенности общего ансамбля дворцов и прилегающих территорий.
ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ И ЭЛЕМЕНТЫ БАРОККО
Фасады выглядят больше пластично, чем тектонично. Теряется архитектурное равновесие. Тяжеловесные аттики, многообразие и огромное количество скульптурного декора придают праздничный вид архитектуре.
Динамичность, разнообразие пропорций и форм, криволинейность линий, пространственный размах присутствуют в барокко постоянно.
В плане, барочные строения образуют базилику и фронтально-осевой характер с пышным централым фасадом. Пышность достигается нарастанием к центру ордерных форм (колонн с капителями, пилястр), скульптур (кариатиды, атланты), декоративных элементов (картушей, волют, маскаронов), фигурным обрамлением окон и ниш.
Боковые фасады имеют второстепенное значение, и они значительно декоративно-упрощены.
Первые этажи декорировались рустом (бриллиантовый руст).
Благодаря изобретению Франсуа Мансара (1596-1666), вместо обычных крыш, появляются мансарды, придавшие чердачному пространству функциональное значение. Подобные конструкции выкладывались разноцветной черепицей.
Интерьеры в стиле барокко так же помпезны и вычурны.
БАРОККО В РАЗНЫХ СТРАНАХ:
Различают множество видов барокко:
— Итальянское барокко
— Голландское барокко
— Английское барокко
— Сицилийское барокко
— Французское барокко
— Русское барокко
— Испанское и португальское барокко
— Латиноамериканское барокко
— Нидерландское барокко
— Скандинавское барокко
— Немецкое барокко