В большинстве фильмов Гайдая нет указания на какой-то конкретный город — это вымышленная вселенная. Действие «Бриллиантовой руки» происходит в курортном морском городе. Но для того чтобы его создать — съёмочной группе пришлось поездить.
Все квартиры — это декорации, их создали на «Мосфильме».
Кино, вообще, редко снимают в хронологическом порядке — съёмки шли с апреля по октябрь и начались в московских павильонах.
Квартира Шефа, квартира Графа — здесь началась работа над фильмом.
Потом группа побывала в московском Кунцево, где сняли сцену нахождения клада.
В Москве же была снята сцена, где Горбунков встречает мужчину, ищущего огоньку.
Дальше киношники переместились в Адлер.
Это адлерская набережная. В фильме — секундой спустя Горбунков идёт по той самой лестнице, которая уже находится в Москве и была отснята до этого.
Дальше — Сочи. Именно тут снимают сцену с собакой.
Получается, что в фильме: Сочи-Адлер-Москва, а жизни — ровно наоборот.
Сцены с ловлей рыбы и с Мироновым, идущим по воде, снимали в Туапсе. Интересно, что в Новороссийске стоит памятник герою Миронова. Дело в том, что в этом городе есть очень похожее место и многие жители даже верят, что фильм снимали именно у них. Но на самом деле — это всё Туапсе.
После курортных съёмок группа снова вернулась в Москву, чтобы продолжить работу в павильонах. Снимали квартиру Горбунковых, ресторан «Плакучая Ива», а ещё выезжали в Павловскую Слободу для съёмок сцен в лесу и сцен погони.
Баку остался напоследок, хотя именно с него и начинается фильм. В сентябре в столице Азербайджана стояла хорошая погода, было солнечно.
В конце сентября киношники едут обратно в Москву, чтобы снять оставшиеся павильонные сцены, после чего в начале ноября начинается монтаж и озвучка.
Фильм складывается из кусочков, снятых в разное время, в разных местах и в разном порядке. Когда мы смотрим кино, то переход героев из декорации в декорацию кажется естественным — на самом деле, между соседними кадрами могут стоят месяцы, а иногда и годы.
Такая вот магия кино.