Добрый рождественский вечер, читатели! Христос родился - славим Его! С вами канал "Не хлебом единым"! Сегодня продолжаем читать, слушать и размышлять над рождественскими стихами Иосифа Бродского.
Мировая литература не знает явления подобного рождественскому циклу И. Бродского. Когда-то в молодости поэт нашел в журнале картинку с сюжетом поклонения волхвов: «Я приклеил ее над печкой и смотрел довольно часто по вечерам <…> смотрел-смотрел и решил написать стихотворение с этим самым сюжетом».
Перейдя по ссылке, можно прослушать стихотворение "В Рождество все немного волхвы" в исполнении автора канала "Не хлебом единым".
https://yadi.sk/d/VSfnv9jnBbFJxQ
В Рождество все немного волхвы,...
В Рождество все немного волхвы.
В продовольственных слякоть и давка.
Из-за банки кофейной халвы
производит осаду прилавка
грудой свертков навьюченный люд:
каждый сам себе царь и верблюд.
Сетки, сумки, авоськи, кульки,
шапки, галстуки, сбитые набок.
Запах водки, хвои и трески,
мандаринов, корицы и яблок.
Хаос лиц, и не видно тропы
в Вифлеем из-за снежной крупы.
И разносчики скромных даров
в транспорт прыгают, ломятся в двери,
исчезают в провалах дворов,
даже зная, что пусто в пещере:
ни животных, ни яслей, ни Той,
над Которою – нимб золотой.
Пустота. Но при мысли о ней
видишь вдруг как бы свет ниоткуда.
Знал бы Ирод, что чем он сильней,
тем верней, неизбежнее чудо.
Постоянство такого родства –
основной механизм Рождества.
То и празднуют нынче везде,
что Его приближенье, сдвигая
все столы. Не потребность в звезде
пусть еще, но уж воля благая
в человеках видна издали,
и костры пастухи разожгли.
Валит снег; не дымят, но трубят
трубы кровель. Все лица, как пятна.
Ирод пьет. Бабы прячут ребят.
Кто грядет – никому непонятно:
мы не знаем примет, и сердца
могут вдруг не признать пришлеца.
Но, когда на дверном сквозняке
из тумана ночного густого
возникает фигура в платке,
и Младенца, и Духа Святого
ощущаешь в себе без стыда;
смотришь в небо и видишь – звезда.
1971 г.
Как похоже наше время на время царя Ирода: та же суета, толкотня, те же проблемы, те же пороки! Кажется, что ничего не изменилось! Люди могут праздновать праздники, связанные с жизнью Христа, не имея о Нем никакого представления. Так и 2000 лет весь мир, не только иудеи (ведь ожидания некоего спасителя и его царства были и у римлян, и у персов) ждали Мессию - и не узнали Его в Иисусе Христе.
Ирод пьет. Бабы прячут ребят.
Кто грядет – никому непонятно:
мы не знаем примет, и сердца
могут вдруг не признать пришлеца.
Ни место, ни время Рождества, ни семья - ничто в Богомладенце не "дотягивало" до статуса Мессии, хотя страха Своим появлением на царя Ирода Он все же напустил, так что царь решил "перестраховаться" и убрать возможного конкурента пока тот еще слишком мал, чтобы претендовать на царство.
Но как тонко заметил поэт:
Знал бы Ирод, что чем он сильней,
тем верней, неизбежнее чудо.
Постоянство такого родства –
основной механизм Рождества.
Рождество Христово произошло вопреки человеческой логике и представлениям о достойном царе, пророке, чудотворце. Более того, оно оказалось связанным с трагедией - избиением 14000 младенцев. Сколько же препятствий пришлось преодолеть Богомладенцу, чтобы сойти на землю!
Но насколько больше препятствий Ему приходится преодолевать в каждом человеческом сердце, чтобы родиться в нем...