Грибы - это такие цветы. Они очень похожи. И цветы, и грибы являются в первую очередь органами размножения: цветы - растений, грибы - ну, самих грибов. И те, и другие относятся к маломобильным группам населения и вынуждены прибегать к услугам крылатых помощников, ради чего идут порой на невероятные ухищрения. И основной расчет в нелегком деле эволюционной борьбы - на запах.
Со словом "аромат" в народном сознании связаны в первую очередь цветы (а грибы - даже не во вторую), но именно запах является одним из базовых отличительных признаков гриба. Знакомый миколог, удачно переболевший ковидлой еще той весной, вынужден был пропустить весь сезон - раз нет нюха, работа в поле невозможна. Восстановился, к счастью.
Как и цветы, грибы бывают нектарно-ароматными и падально-вонючими; и там, и там отмечены удивительные случаи перебора. Избыточно ароматные тропические цветы привлекают уже не насекомых, но целых птиц, а пахучие средиземноморские трюфеля - не грибных комариков, а настоящих свиней, специально обученных хозяйственными французами. Впрочем, эволюция нашла применение и тому, и другому.
Но есть и различия. Цветы в своей нежнейшей красоте предельно прагматичны, а грибы, порою до нелепости разнообразные, могут позволить себе всякие излишества. Просто так, безо всякого практического смысла. В том числе и в области запаха.
1. Грибы пряные
Грузди и волнушки имеют запах узнаваемый и привлекательный, не совсем точно описываемый как "фруктовый". Рыжики всех видов (вы себе не представляете, сколько разных видов грибов зовут рыжиками!) пахнут так, что насытиться можно одним запахом. Но есть в роду млечник несколько видов, своим ароматом способных поставить в тупик даже опытного флейвориста.
Кумарин. Естественный ароматизатор страшной силы, присутствующий в корице, зубровке, доннике и прочих привычных растениях, обрел второй дом в некоторых грибах семейства млечник. Например, млечник серо-розовый (Lactarius hevlus) - крупный, красивый и ароматный до полной несъедобности обитатель сырых боров. Или млечник нейтральный (Lactarius quietus) - субтильный, малозаметный абориген сухих дубрав. Или вообще млечник камфорный (Lactarius camphoratus). Такие разные грибы объединяет лишь одно: запах. Сильный, очень стойкий, совершенно неуместный в исполнении гриба.
Серо-розовый млечник пахнет любистоком (трава такая - любисток). Камфорный - камфорой. Нейтральный - свежескошенным сеном (то есть, кумарином "как он есть", без отдушек). В принципе, их можно даже есть (я ел), особенно если больше нечего, но говорят, что избыток кумарина может плохо сказаться на печени. Впрочем, ей не угодишь.
2. Грибы цветочные
В каждом роду грибов можно встретить виды с каким-то необычным, из ряда вон выходящим запахом, но есть род, практически целиком состоящий из сверхароматизированных грибов. Род называется Lepista, у нас его часто адаптируют как "рядовка", что совершенно неправильно, но все привыкли. Поздней весной, реже (и на юге) в конце весны наши поля, луга, опушки, поляны, - в общем, всё, где найдется пышная подстилка из отмерших растений, - наполняется "цветочными грибами" из рода Lepista, или, как еще говорят, душистыми рядовками.
Называть леписты "рядовками" особенно неправильно потому, что они, в отличие от настоящих рядовок, являются чистыми сапрофитами и не образуют симбиоза с деревьями - просто перерабатывают листочки-иголочки на перегной. По-моему, это "делает разницу". Назвали бы уж лучше "говорушками" - ближе к истине.
Фиолетовая рядовка (Lepista nuda) - самый популярный представитель группы цветочных "рядовок" появляется в наших лесах и садах в середине сентября и нередко задерживается до холодов. В то же время стартует и дымчатая говорушка; она пахнет "взрывом на парфюмерной фабрике", что многих отталкивает. Цветочный аромат "синички" не столь навязчив, а после обработки и вовсе уходит в тень, оставляя лишь тончайшую нотку.
На юге страны роль фиолетовой рядовки играет столь же изысканно ароматизированная "синеножка", рядовка лиловоногая (Lepista personata/saeva). Она крупнее, ее шляпка окрашена неброско, что изумительно контрастирует с совершенно лиловой ногой. Там, где ее знают, ее любят; у нас в Средней полосе она лишь начала попадаться в последние годы.
Везде, и у нас, и у них, и осенью, и в конце весны можно встретить нечто напоминающее карликовую "синичку". Это рядовка сорная, или грязная (Lepista sordida). Пахнет она, пожалуй, даже крепче своих старших сестер, словно аромата ей на меньшую массу выписали столько же.
А есть ведь в природе и пышно развесистая рядовка серо-голубая (Lepista glaucocana), и строго собранная рядовка фиалковая (Lepista irina), и многие, многие другие, включая "рядовку одноглазую" (в минувшем сезоне впервые ее видал). Все они, как на подбор, пахнут цветами или дорогими духами. И все хороши.
Если только вы, конечно, не имеете ничего против духов в тарелке.
3. Специальное предложение!
Есть такие грибы - практически бесполезные, непримечательные в целом грибы, - которые моментально узнаются с первого взгляда. Или, лучше сказать, при первом контакте - ибо внешность у них не главное. Тем и любопытны.
Взять, скажем, обыкновенный чесночник (Marasmius scorodonius). Конечно, я слышал - да все слышали, - что порой кто-то собирает его на приправу. Да, рука будто сама тянется к этим тоненьким, хрупеньким грибам - такова магия их аромата. Как правило, чесночники проще заметить носом, чем глазами - волны чесночного духа разжигают аппетит и лишают проголодавшегося человека чувства сообразности. Кто не пытался хоть раз настричь себе чесночников на обед? У такого человека, видно, вообще нет души. Но надо быть крайне увлеченным человеком, чтобы, оценив результаты многочасового труда, повторить попытку.
Чесночники относятся к тому же роду грибов, что и луговые опята. Их называют "негниючниками" (Marasmius) за то, что в конце жизненного пути они, как правило, не гниют, а просто засыхают. Как многим известно, луговой опенок способен впадать в гибернацию - высыхать под июльским солнцем до состояния мумии, а потом, лишь прыснет дождик, возвращаться к жизни буквально на глазах. Не все представители рода Негниючник в полной мере на такое способны, но потенциал есть у каждого.
Есть, есть у аппетитных негниючников (чесночников, летних опят) гадкий братец - будто насмешливый Локи в славной семье асов. Смеется он не словом, а делом, как, впрочем, и подобает главному трикстеру нордического пантеона.
В общем, в жизни каждого грибника рано или поздно наступает момент, когда - безо всяких видимых причин - до него доносится плотная волна удушливого запаха гниющей капусты. Осмотреться, затаив дыхание - и можно заметить группу мелких неряшливых грибочков, каких-то подвядших, подгнивших, нездоровых (впечатление, кстати, ложное - они всегда так выглядят, это нормально). Как и с чесночником, трудно поверить, что такая мелочь может испускать такой сильный дух - но, в отличие от чесночника, забрать находку домой вовсе не хочется.
Перед нами - никто иной, как негниючник вонючий (Gymnopus foetidus) - гриб, за какие-то прегрешения давно изгнанный из рода Marasmius, но обычаям своим не изменивший. Удивительное совпадение представила нам природа - в одном роду (были когда-то) и чесночный, и гнилокапустный грибы. Что за овощное недоумение? На каком основании?
А ведь если подумать - может, гурманы заинтересуются? Натуральный ароматизатор типа "гнилая капуста"? Едят же они тухлую селедку и червивые сыры?..
Так вот, с шутками и прибаутками, прошла первая декада нового года. Если кто хочет поторопить грибной сезон - ставьте этой публикации лайк, и скоро сами увидите, что будет. А нет - так нет.