Есть рядом с моей деревней во Владимирской области один необычный музей. "Музей случайных вещей" называется. Появился он году в 2010 на трассе М7. А до этого в городе Вязники Владимирской области несколько лет как существовали странные ларьки под названием "Лавка случайных вещей". Выглядели они как лавки старьёвщика, и я всё время удивлялась, кто покупает эти старые самовары, утюги, пожелтевшие журналы и прочий хлам, место которому скорее на помойке, а не на витрине магазина, учитывая ещё и то, что стояли эти "лавки" в захолустном городишке, где ни туристов, ни любителей антиквариата днём с огнём не сыщешь.
И вот вдруг в один момент эти лавки позакрывались и исчезли, а в деревне Илевники Вязниковского района, прямо на трассе М7 появился необычный дом. Он быстро стал обрастать вывесками и интересными предметами, около него часто останавливались проезжающие мимо автомобилисты. Мы почти каждый день проезжали мимо этого дома, и в один из дней собрались и решили выяснить, что же это за музей такой. И познакомились с очень интересным человеком, называющим себя "Вязниковским офеней".
Хозяина дома зовут Станислав Геннадьевич Крайнов. Слово за слово, разговорились. Родился в Вязниках, по образованию химик-технолог. По окончании института попал по распределению на Украину, где работал на заводе. Во времена перестройки работал строителем, кочегаром, плавильщиком и даже недолго побыл владельцем двухпалубного прогулочного теплохода "Скульптор Лысенко" - катал туристов по Днестру. Но в итоге теплоход отобрали бандиты, жена полюбила другого, и в начале 90-х вернулся Станислав домой, в родной город Вязники, правда уже в статусе украинского эмигранта с синим паспортом. 10 лет добивался российского гражданства, живя с матерью на её пенсию. И вот в какой-то момент решил нелегал Крайнов гнать самогон. Бизнес в заштатном городишке, в 2014 году распоряжением правительства включённым в категорию "Монопрофильные муниципальные образования Российской Федерации (моногорода), в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения", пошёл хорошо. Вот только расплачиваться за самогон вязниковским покупателям зачастую было нечем. И несли они ему вещи, а он всё это мыл, чистил и продавал. Неожиданно дело пошло и оказалось прибыльным: кто-то искал дешёвую мебель, кому-то нужны были старинные часы, швейные машинки и радиолы, кто-то искал книги. Так появился железный ларёк, который Крайнов приобрёл за 100 долларов и первая "Лавка случайных вещей", которая меня и удивила когда-то давно в Вязниках. Сам Станислав стал называть себя местным офеней - старьёвщиком то есть, а по городу пошёл слух, что "какой-то псих за всякий хлам чистый спирт наливает". И пошёл к ларьку нескончаемый поток местных жителей, которые несли всё, что казалось мало-мальски старым, интересным и ценным. Контингент поставщиков "случайных вещей" был самым разным: тут и бывший комсомолец, ездивший по стране и призывавший к трезвому образу жизни в рамках антиалкогольной кампании, менявший плакаты с агитпоезда на самогон; и священник отец Никодим, в итоге сдавший свою мантию; и нищенка Анна, искавшая ценные вещи на помойке. Никому Крайнов не отказывал, брал почти всё, поэтому с утра перед ларьком обычно выстраивалась очередь из страждущих.
Постепенно количество ларьков увеличилось и, по совету своего давнего приятеля и единомышленника Алексея Викторовича Лебедева, учителя истории вязниковской школы №9, автора учебника по «вязниковедению» и победителя всероссийского конкурса «Учитель года-1996», Крайнов даже стал выпускать небольшой журнальчик под названием "Альманах Вязниковского офени", в котором публиковались многие краеведы. Всего вышло 10 выпусков, содержащих бесценную информацию о прошлом Вязников и его окрестностей.
В общем, дело пошло, и, как утверждает Крайнов, он даже купил машину и квартиру себе и матери. Но, по словам Станислава, местную администрацию это стало раздражать, и они решили прикрыть это дело под предлогом того, что ларьки уродуют внешний вид города. Его клиенты собрали 200 подписей в его защиту, но это не помогло, и последний ларёк поднимали краном вместе со Станиславом и его матерью внутри.
После этого и появился тот первый этнографический музей в деревне Илевники, где Крайнов купил полуразрушенный дом и куда перевёз всё имущество из киосков. После того, первого дома был второй, а теперь третий, но начну я с первого.
Самый первый дом, тот, что сгорел в деревне Илевники, был избой с мезонином. Два этажа, до отказа забитые раритетами и просто старыми вещами, не имеющими ценности, но являющимися отражением советской эпохи. Чего там только не было: угольные чугунные утюги, хрупкие фарфоровые статуэтки, старинные монеты и книги в черных деревянных обложках, пожелтевшие от времени фотографии и открытки прошлого и даже позапрошлого века, предметы крестьянского и пролетарского быта, игрушки и вышедшая из употребления символика. Причём всё это часто было перемешано и размещено как придётся, поэтому получился даже не музей, а скорее что-то среднее между лавкой старьёвщика и антикварным салоном, а хозяин лавки-музея не столько торговал, сколько рассказывал посетителям много интересного о былом, о своих поставщиках, о людских судьбах и истории многочисленных экспонатов.
Бродя по дому ощущаешь, что этот необычный человек фонтанирует идеями.
Тогда, во время нашего визита, Крайнов поделился ещё одной идеей - планировал устроить вернисаж местных художников из Вязников и Мстёры, но той идее не суждено было сбыться, потому что уже тогда внутренний двор был заставлен до отказа, и там просто не было места. Сомневаюсь, что кто-то из художников захотел бы разместить свои работы в такой обстановке:
Станислав, конечно, большой оригинал и за крепким словцом в карман не лез. На нас тогда он произвёл не меньшее впечатление, чем сам музей. То, что он большой патриот, чувствовалось в каждом его слове и красноречивых вывесках типа "Здесь русский дух". Тогда он пожаловался, что бизнес бы шёл лучше, если бы ему разрешили установить вывеску на трассе. Но на федеральной трассе растяжки запрещены, поэтому и обвесил он свой дом и забор всевозможными флагами, плакатами и предметами. Крайнов жаловался на администрацию, говорил, что не любят его местные чиновники, выживают, завидуют. Вскоре дом сгорел, и Крайнов перебрался в соседнюю деревню Крутово, где купил плохонький дом и точно также развесил на нём разномастные вещи от прялок до старых плющевых медведей и флагов, только теперь это уже выглядело более неряшливо и некрасиво.
В одном из интервью местному изданию Станислав сказал, что музей в деревне Илевники сгорел неспроста - всему виною его разногласия с администрацией. Но я очень хорошо помню момент нашего визита в тот дом : когда мы вошли, Крайнов что-то готовил на открытом огне! В комнате, до отказа забитой книгами, фотографиями и другими легковоспламеняющимися вещами стояло что-то напоминающее по виду мангал. Мы тогда спросили хозяина, не опасно ли он готовит себе еду, на что он нас уверил, что всё под контролем. Как раз тогда Станислав сломал или подвернул ногу и передвигался на костылях или с помощью палки, в общем, был не очень мобильным. И я бы не сомневалась в кознях со стороны администрации, если бы через несколько лет то же самое не случилось с его музеем в деревне Крутово - он сгорел.
На следующее лето я с удивлением обнаружила "Музей случайных вещей" снова в деревне Илевники, аккурат напротив первого сгоревшего дома. На этот раз "музей" выглядит ещё хуже предыдущего, превратившись в странный дом, обвешанный лозунгами против старой и новой власти и откровенным хламом. Подъезда к дому нет, по обеим сторонам дороги стоят отбойники, и я ни разу не видела стоящих около него машин посетителей.
Два года проезжала мимо, гадая, как и чем живёт сейчас "Вязниковский офеня", и вот наконец решилась всё-таки остановиться и узнать про него, посмотреть нынешний, уже третий по счёту, музей. Но ворота оказались забиты, а продавец из соседней автолавки ничего не смог мне сказать про хозяина. Он даже позвонил какому-то местному бродяге-поставщику старья для Крайнова, но тот лишь сказал, что ничего не знает. Музей выглядит неряшливо, а двор и вовсе завален хламом и превращён в помойку. Жаль, что некогда интересное место превратилось в скопище мусора. Поддержи в своё время чиновники Крайнова, глядишь и было бы сейчас это место настоящей достопримечательностью здешних мест!
Стоит ли осуждать хозяина за захламление и запустение, учитывая то, что живёт он на небольшую пенсию и все средства вкладывает в музей? Очевидно, что замечательная идея потерпела неудачу в связи со многими факторами: тут и козни чиновников, и противоречивая натура самого хозяина, и условия ведения бизнеса при всевозможных ограничениях. Кроме того, я думаю, что после второго пожара у Крайнова почти ничего не осталось из ценных старинных вещей, а пополнять коллекцию было не на что, учитывая его доходы от работы музея.
Я надеюсь, что ничего серьёзного не случилось с этим необычным человеком и планирую заехать в его музей летом.