Александр Данилович Меншиков во властных кругах всегда был чужим. Он вышел из самых низов, торговал пирожками на базаре, когда познакомился с Петром I. Дружба двух уличных мальчишек продлилась всю жизнь. Благодаря Петру, собственной отчаянной смелости и недюжинному таланту к интригам Меншиков к 1725 году стал главным человеком империи, по меткому выражению Пушкина «полудержавным властелином». Однако одиннадцатилетний внук великого императора свалил царедворца за несколько месяцев.
Рискованный план
В январе 1725 года именно решительность Меншикова возвела на престол Екатерину I. У остывающего трупа Петра I разгорелись нешуточные страсти. Представители родовитой аристократии добивались передачи власти девятилетнему сыну царевича Алексея, выдвинувшиеся из средних и низших слоёв общества «птенцы гнезда Петрова» планировали возвести на трон вдову императора Екатерину.
Ни тот ни другая править самостоятельно не могли, вопрос был именно в том, какая группировка окажется у власти. В итоге в решающий момент спора выяснилось, что дворец окружён гвардейцами, жаждущими видеть на троне Екатерину. Её правление продлилось недолго. Новая императрица проводила время в балах и застольях, отчего её здоровье скоро пошатнулось.
По закону Екатерина вольна была передать трон любому родственнику. Напрашивались кандидатуры её дочерей Анны и Елизаветы. Выбор любой из них позволил бы «птенцам гнезда Петрова» и дальше благоденствовать у руля империи, но Меншиков неожиданно решил пойти другим путём.
Воцарение Анны Петровны выдвинуло бы на вершину её супруга — герцога Голштейн-Готторпского. Елизавета тоже рано или поздно вышла бы замуж, и власти светлейшего пришёл бы конец. Чтобы избежать этого, Меншиков решил рискнуть, поставив на престол Петра II, которого собственноручно задвинул в тень двумя годами ранее. Задумка заключалась в том, чтобы женить нового императора на собственной дочери и тем самым узаконить своё положение во главе страны.
Против такого плана восстали даже некоторые прежние сторонники Меншикова, но светлейший князь сумел убедить императрицу поддержать его, а всех недовольных отправить в ссылку. Завещание Екатерины I гласило, что власть передаётся Петру II, но отдельным пунктом было прописано, что тот должен обручиться с Марией Меншиковой, а все чиновники будут способствовать проведению этой свадьбы.
Гладко было на бумаге...
Поначалу всё шло как по нотам. 6 мая 1727 года умерла Екатерина I, 12 мая будущий тесть получил от Петра II чин генералиссимуса, 4 июня произошла официальная помолвка императора и Марии Меншиковой. Кроме того, почти сразу же государь переехал жить на Васильевский остров во дворец светлейшего князя.
Однако уже в июне одиннадцатилетний император начал тяготиться опекой Меншикова. Вместо бесконечных развлечений Пётр должен был много времени проводить за учёбой, что его совершенно не устраивало. К тому же государь потребовал вернуть из монастыря его бабушку Евдокию Лопухину, которая была упрятана туда при деятельном участии Меншикова.
Ошибся «полудержавный властелин» и в выборе учителя для Петра II. Эту ответственную миссию он возложил на Андрея Остермана, которого считал своим верным сторонником. Однако тот сразу же начал вести собственную игру, способствуя сближению подростка с князьями Долгорукими и царевной Елизаветой Петровной и настраивая против Меншикова.
Решающий вклад в провал интриги светлейшего князя внесла его собственная болезнь. Месяц он пробыл буквально между жизнью и смертью. За это время императора под предлогом заботы о его здоровье перевезли из меншиковского дворца. Новые фавориты государя окружили его всевозможными развлечениями: об учёбе речь уже и не заходила, зато вино лилось рекой, были бесконечные выезды на охоту, танцы и прочие легкодоступные удовольствия.
Когда Меншиков выздоровел, он попробовал было вернуть своё влияние на императора, но поезд уже ушёл. Попытка надавить силой вызвала озлобление, попытка взывать к благоразумию была воспринята как слабость. Наконец, Меншиков попробовал предъявить ультиматум – он подал прошение об отставке, полагая что государь, совершенно не умея управлять страной, растеряется и попросит его остаться. Но и это шаг ничего не дал.
Пётр II был настолько легкомысленен, что даже не подумал о том, как будет руководить империей. Эгоистичного подростка это просто не интересовало: главное, чтобы вокруг было вино, женщины и танцы. Прошение об отставке он тут же удовлетворил, а заодно (с лёгкой руки князей Долгоруких) велел провести проверку финансовых дел Меншикова.
Светлейший князь уже давно не видел разницы между своим карманом и казной государства, поэтому найти злоупотребления было совсем несложно. В итоге Меншикова приговорили к смертной казни, которую «по милости императора» заменили ссылкой в Сибирь. Всё его имущество конфисковывалось, чины и награды аннулировались, помолвка с Марией Меншиковой тоже была расторгнута, и семейство «главного человека империи» уже в сентябре 1727 года отправилось в ссылку в Берёзов.
Дополнительные материалы смотрите у нас на ТЕЛЕГРАММ и ЮТУБ КАНАЛЕ.