Найти в Дзене
Иван Сычев

Виноваты ли компьютерные игры в детской жестокости?

Чаще всего о вреде агрессивных игр говорят после массовых убийств в школах. Эта ужасная проблема сегодня актуальна и для России после резни в Перми и Бурятии, а также попытки московского школьника пронести в школу бензин, спички и ножи.

В 2002 году были опубликованы результаты поведенческого анализа 41-го человека, участвовавших в массовых убийствах в американских школах — наиболее релевантная выборка, которая должна была показать причину агрессии. Из всех участников исследования 12% увлекались видеоиграми; вдвое больше убийц читали книги со сценами насилия; фильмы со сценами агрессии любили 27% участников.

В 2008 году в США вышла книга Grand Theft Childhood: The Surprising Truth About Violent Video Games and What Parents Can Do ( Lawrence Kutner, Ph.D.; Cheryl K. Olson). Название книги связано с серий видеоигр GTA, которая оказалась на 2 месте по популярности у девочек, участвовавших в опросе, и на 1 — у мальчиков. Респондентами стали 1 254 ученика 7 и 8 классов, 500 родителей и фокус-группы, состоявшие из подростков и их родителей.

Согласно результатам опроса,
29% девочек и 68% мальчиков «много играли» как минимум в одну игру с рейтингом 17+. В десятке самых популярных игр у девочек были The Sims, Dance Dance Revolution и другие симуляторы. Мальчики предпочитали фэнтезийные и спортивные игры.

Опрос выявил корреляцию между жестоким геймплеем и распространёнными детскими проблемами.

У мальчиков, которые играли в игры с рейтингом 17+, был в два раза выше риск агрессивного поведения вроде драк, порчи имущества и низких оценок. В случае с девочками риск повышался в три-четыре раза.

Но агрессию проявляли и те мальчики, которые не играли в видеоигры. С другой стороны, авторы отметили, что многие дети, играющие в жестокие игры, не имеют проблем, а также что игры — в том числе и с насилием — полезны с точки зрения творчества, социальных навыков и эмоционального развития ребёнка. Игры помогают детям справляться со стрессом и дают выход гневу.

Авторы книги Grand Theft Childhood уверены:

«Сосредоточившись на такой простой, но малозначимой цели, как жестокость в компьютерных играх, родители, социальные активисты и политики игнорируют более важные и уже известные причины насилия, включая социальные, поведенческие, экономические, биологические и психические факторы».

Читайте о том, опасны ли видеоигры для ваших детей, и как игровую зависимость лечат в Китае.