Найти тему
Жилин в читальне

Когда персонаж слишком уж похож на сюжетный костыль

Каждый персонаж произведения – это всего лишь инструмент, необходимый автору, чтобы донести мысль, направить сюжет, создать контраст и много чего ещё. И это нормально, литература – это выверенный механизм, а вовсе не плод гения и музы, поток сознания в чистом виде. Персонажи, сюжетные ходы и образы должны быть функциональными. Но ни в коем случае не стоит делать это очевидным.

Сегодня я хочу рассмотреть пример из книги «Память всех слов» Роберта М. Вегнера, входящую в цикл «Сказания Меекханского Пограничья». В самом начале книги появляется (и исчезает) персонаж по имени Омалана – грозная воительница… а ещё она убийца… а ещё… нет, это всё, что можно сказать о данной героине. За отведённые ей строки Омалана успевает… поубивать…

И в этом, собственно, вся проблема.

Книга начинается с истории Деаны – сестры Йатеха, уже знакомого нам по книге «Север – Юг». Сама Деана появилась там же, оставшись, казалось бы, второстепенным персонажем. Главная роль досталась её брату Йатеху, нарушившему все мыслимые законы поселения иссаров, изгнанному в пустыню, где ему ничего не осталось, кроме как стать слугой тёмной богини. Его сестра Деана осталась в поселении, забыла о существовании брата, но вынужденная иметь дело с родом х’Леннс, некоторых членов которого убил Йатех.

Казалось бы, у Деаны нет явной цели, в поселении она приняла роль кого-то сродни летописца, стремится примириться с родом х’Леннс. Этому способствуют и старейшины, обладающие значительным авторитетом и желанием сохраниться единство поселения. Но автору захотелось сделать из Деаны путешественницу и политика, для чего он вводит в сюжет Омалану.

Омалана – это дальняя родственница рода х’Леннс, невообразимой крутизны воительница, о которой раньше слыхом не слыхивали, но тут вдруг она свалилась, как снег на голову. Персонаж, единственная черта которого – маньячность. Все вокруг замечают, что Омалана – больная на голову тварь, которая при этом рубит на куски лучших мастеров меча. И вот такого человека принимают в поселение и позволяют жить себе припеваючи. Ни старейшины этому не противятся, ни простые жители не возмущаются появлению убийцы.

Всё это для того, чтобы спровоцировать Деану на дуэль с Омаланой (закончившейся смертью последней) и принудить главную героиню к паломничеству, где волею случая Деана не очутится там, где автору хочется разворачивать сюжет. Сюжет, посвящённый войне и политике, которые абсолютно не нужны Деане, но которые насильно засасывают её в свои топи.

И вот такая получилась убийца Омалана. Насильно введённая в историю, без предыстории, без характеристики, неадекватно крутая и агрессивная, со скрипом вписывающаяся в реалии народа, придуманного Вегнером. Омалана появляется из ниоткуда и умирает в первой же главе, запуская главную героиню в ненужное ей приключение. Вымучено, надумано, неубедительно, не прикрыто вообще ничем. Были бы хоть интересные сцены, интересные диалоги, убедительная сюжетная линия – хоть что-нибудь, что заставило бы поверить в то, что перед нами реальный человек.

И проблема в том, что такой нелепый персонаж предопределяет всю сюжетную линию главной героини. Веры в происходящее, само собой, это не прибавляет.

А если интересно моё творчество, заглядывайте в группу ВК:

https://vk.com/zemli_za_bashnyami