В декабре 2020 года на аукционных торгах Sotheby's была выставлена и продана картина Генриха Семирадского "Парнас".
На эту работу стоит обратить внимание потому, что она интересна по нескольким параметрам.
Во-первых, эта картина никогда не показывалась широкой публике. Созданная в 1900 году, она все 120 лет своего существования находилась во владениях одной семьи, передаваясь из одного поколения в другое по наследству.
Произведение принадлежало семье Хербст. Хотя письменных доказательств не существует, но согласно семейным преданиям, Семирадский был знаком с Августом Морицем Эдуардом Хербстом, одним из самых известных жителей Лодзи Польша), и прадедом последних владельцев картины, которые её и выставили на аукцион.
Во-вторых, картина "Парнас" - это не оригинальная картина. Её можно назвать собственной копией работы, созданной Генрихом Семирадским.
Это уменьшенная версия последней великой работы художника и одной из самых знаменитых его работ - занавеса оперного театра во Львове
Как известно, одной из излюбленных тем Г. Семирадского, была тема, основанная на древнеримских и древнегреческих мифах, которыми художник вдохновился в Риме, где провел довольно-таки продолжительное время.
Данная картина как раз на эту тему. Парнас, согласно мифологии, - это место обитания Аполлона и муз.
Рассмотрим картину подробно. В центре композиции - , Пифия восседает на, верховная жрица храма Аполлона в Дельфах, олицетворяющая вдохновение.
Одетая в белые одежды, Пифия восседает на золотом троне. Перед ней из отверстия поднимаются одурманивающие испарения, благодаря которым жрица - прорицательница и выдавала свои пророчества.
Слева от нее стоит прекрасная дева с крыльями. Она олицетворяет воображение.
Фигуру, стоящую справа от Пифии определить легко. Это Минерва.
Минерва - богиня мудрости и войны. На голове у неё золотой шлем, в руках - весы.
За ними, на заднем плане, Храм Аполлона с рельефом, изображающим Бога музыки, танца и поэзии. Три основных элемента художественного творчества более явно повторяются в мраморных картушах с надписями Intuitio, Phantasia, Sapientia (вдохновение, воображение, мудрость).
Вокруг центральной тройки расположились музы.
Слева мы находим аллегорические изображения танца, поэзии и музыки.
Справа изображены остальные музы.
Клио, муза истории, держит раскрытую книгу со словами: "Так было, так есть, так всегда будет?". И её рука указывает на сцену насилия, развернувшуюся на заднем плане.
И этот момент превращает мифологическое полотно в социальную работу, напоминающую о том, что ничто в мире не меняется. Так же творится в нем зло и жестокость.